Мархи - московский архитектурный институт (государственная академия). «градостроительство»: обучение профессия и кем работать Градостроительство что нужно сдавать

Закончили архитектурный ВУЗ и неожиданно осознали, что архитектура — не для вас? Не спешите сожалеть о напрасно потраченных годах: на основе материалов портала Archinect мы выбрали девять сфер деятельности, где архитекторы могут применить свои знания и навыки.

С 2008 на сайте Archinect существует рубрика , в которой профессионалы делятся своими историями, почему они решили уйти из архитектуры и как архитектурное прошлое помогло им найти себя в новой специальности. За неполных 8 лет в разделе опубликовали более 50 рассказов, которые будут интересны и сами по себе, даже если вы не планируете менять направление работы. На примере этих материалов мы постарались понять, почему архитекторы бросают профессию, что полезного дает архитектурное образование и собрали основные направления, которые могут привлечь несостоявшегося архитектора.

Зачем уходить

Несмотря на то, что в историях рассказывается о людях с самым разным опытом — от студентов, ушедших в другие сферы сразу после получения диплома, до профессионалов с 10-летним стажем работы на проектах разного уровня — доводы у большинства на редкость : бесконечные рабочие часы, где проектированию отведено 10% времени, а остальные 90% рабочего дня занимают переговоры с подрядчиками, решение проблем с чертежами, бюджетом и заказчиками.

С другой стороны, не только негативные стороны жизни архитектора толкают его к смене профессии. Архитектура — одна из самых разносторонних специальностей, задействующая очень разные аспекты жизни. Каждый следующий проект может открыть неизвестную до этого область, которая, возможно, окажется для вас настоящим призванием.

Что дает архитектурное образование

Если работа архитектора у кого-то может вызвать негативные эмоции, то насчет архитектурного образования все сходятся в одном — чем бы в итоге ни занимался человек, потраченные на обучение годы точно того стоят. Ким Кноленберг, открывшая собственную ферму, считает , что вряд ли смогла бы осилить этот проект, если бы не учеба в архитектурной школе, где она «научилась находить и решать проблемы, работать в команде и отстаивать свои идеи перед аудиторией». Список полезных навыков можно продолжать бесконечно. Тут и понимание контекста, и формирование аналитического подхода, и пространственное мышление. Работающий теперь в области проектирования интерфейсов Гонг Шето (Gong Szeto) рассказывает , что чаще всего на переговорах с ИТ-инженерами, трейдерами и банкирами ему приходится цитировать «пользу, прочность, красоту» Витрувия, поскольку формула, оказывается, очевидна не каждому.

Что считать архитектурой

Хоть основная часть героев рубрики больше и не занимается непосредственно проектированием зданий, мал кто из них считает, что они действительно бросили эту сферу деятельности — скорее, просто несколько отклонились от привычного для многих восприятия архитектуры. По словам Густаво Алмейда-Сантоша (Gustavo Almeida-Santos), работающего теперь креативным директором, его компания «по сути не занимается зданиями и сооружениями, но схожим образом обрабатывают информацию и проходит через те же стадии проектирования». Для него это просто еще одна область архитектуры.


1. На службе у архитекторов

Профессии, напрямую связанные с архитектурой

Архитектура — большая сфера деятельности, которая, тем не менее, живет по своим правилам и законам. Поэтому людям без архитектурного образования сложно вписаться и понять специфику работы. Это касается и таких профессий, как архитектурные фотографы и визуализаторы. Порталы по архитектуре и специализированные издательства, как правило, тоже основывают архитекторы.

Таким образом можно по-прежнему оставаться в самом центре архитектурной жизни, но избавиться при этом от большинства негативных последствий профессии. Важно, что вашими заказчиками будут сами архитекторы, с которыми вы говорите на одном языке. А направления деятельности здесь могут быть самыми разными. Например, Мэтт Тримбл (Matt Trimble), желая оптимизировать монотонный процесс редактирования чертежей, начал с написания простых скриптов для Autocad, а теперь возглавляет компанию Radlab, занимающуюся разработкой программного обеспечения для архитекторов.

Или можно перейти в графический дизайн и помогать архитекторам создавать книги, печатную продукцию, сайты. Или, как Анн Деру (Anne Dérian), после семи лет работы в разных бюро открыть собственное производство мозаики. Направлений здесь много, главное — выбрать то, что действительно нравится.


2. Интернет

Разработка веб-сайтов и приложений

Наверняка вы используете или хотя бы слышали про веб-сервис Pinterest , который позволяет собирать изображения в интернете. Но мало кто знает, что его основателем был архитектор. Будучи студентом и желая систематизировать свою огромную коллекцию рендеров, чертежей и фотографий, Эван Шарп (Evan Sharp) запустил с другом сервис, который спустя всего 5 лет существования оценивают уже в 11 млрд. долларов. По словам Эвана , архитектурная школа заставила его взглянуть пространственно на структуру интернета и понять, как люди могут использовать сеть в своих целях.

Среди популярных приложений, разработанных архитекторами, можно вспомнить также и сервис презентаций Prezi, который изменил подход к показам слайдов. Вся презентация создается на одном едином полотне, над которым перемещается камера, отдаляя и приближая отдельные области.

3. UI-дизайнер

Разработка пользовательских интерфейсов

Профессия разработчика пользовательских интерфейсов — возможно, одна из самых близких по духу к архитектуре. Создавая удобную для человека среду, UI-дизайнер продумывает перемещения пользователя внутри заданной системы, манипулируя потоками. По словам Ани Колак (Ania Kolak), архитектурное прошлое научило ее равноценно работать как с отдельными деталями, так и с проектом в целом.

4. Разработка игр

Проектирование виртуальных пространств

Любовь к рисованию в свое время убедила Фрэнсиса Тсаи (Francis Tsai) пойти в архитектурную школу. И, на его взгляд , именно обучение архитектуре и развитию пространственного мышления помогло ему стать известным в мире разработки игр. По сути, работа заключается в построении модели виртуального пространства и наполнению его объектами и эмоциями.

5. Моушн-дизайн

Создание заставок и видеороликов

Развитое пространственное мышление, как и отточенное чувство композиции, по мнению Магнуса Херта (Magnus Hierta) позволили ему быстро освоиться в моушн-дизайне и участвовать в создании видеороликов разных форматов. Как и архитектор, моушн-дизайнер должен быть не только дизайнером, но режиссером, оператором, монтажером, программистом и продюсером.

В разговоре про телевидение нельзя обойти стороной Дмитрия Ликина, сооснователя архитектурного бюро WOWHAUS. Работающий также на Первом канале в качестве главного художника, он принимал непосредственное участие в одном из самых ярких ребрендингов на российском телевидении 2000-х годов.


6. Медиа-персоны

Работа в кадре

Принято говорить, что по разговорчивости архитектор должен быть на втором месте после журналиста, чтобы успешно отстаивать свои идеи. Хотя, кроме умения быстро говорить, нужно еще и обладать определенной харизмой. В этом мы убедились на собственном опыте во время фестиваля «Зодчество-2015», засняв с рассказывающими о своих проектах архитекторами.

Тем временем Archinect публикует историю Джона Гиддинга (John Gidding), приглашенного вести шоу Designed to Sell («Спроектировано на продажу»). По сценарию Гиддинг помогает владельцам улучшить дом и повысить его стоимость для продажи. Но самое главное, что телевизионные бюджеты помогают ему выбивать деньги на любые технологические новинки строительной сферы и позволяют экспериментировать и оставаться в тренде технологий.


7. Девелопмент

Так сложилось, что архитекторы не слишком жалуют девелоперов в силу разных взглядов на мир. Но ничто не мешает самому архитектору выступить в роли управляющего, значительно упростив себе жизнь. В 2010 году Мигель Мак-Келви (Miguel McKelvey), уже имеющий за своими плечами опыт продаж, стал сооснователем сети коворкингов WeWork , которая спустя пять лет работы насчитывает 250 сотрудников и 54 локации.

Наличие архитектора на руководящих должностях позволило отстоять завышенные траты на проектирование интерьеров, без которых бы не удалось в итоге создать фирменную атмосферу коворкингов.

8. Дизайн одежды, текстиля и аксессуаров

Лишь после сокращения в период кризиса Эмили Фишер (Emily Fischer) нашла время собрать собственный сайт и разместить фотографии своих экспериментов с текстилем. Стеганые одеяла, которые вошли в нашу для архитекторов, мгновенно облетели интернет, а сама Эмили через три недели после увольнения уже открыла собственную фирму.

Сделать кольцо из бетона мог только архитектор. Но Линда Беннет пошла еще дальше, создав набор DIY Ring Kit , с помощью которого владелец должен сам сделать кольцо, замесив все необходимые материалы. Проект публиковался во всех крупных изданиях, успешно прошел кампанию на Kickstarter, а общая коллекция украшений за два года превысила 50 наименований.

9. 3D-печать

Печать в 3D обсуждается уже на протяжении многих лет, но все еще имеет большой потенциал. Купив на втором курсе поддержанный принтер, Кайл Вильям и Лиз вон Хасселн (Kyle William, Liz von Hasseln) планировали с его помощью постепенно оплачивать обучение. Но пара настолько увлеклась экспериментами, что даже дошла до использования сахара в качестве чернил. Теперь их проект The Sugar Lab создает сахарные скульптуры, развивая абсолютно новое направление пищевой печати.


Бонус: Дизайнер LEGO

Адора Ло (Adora Lo) стала еще одной жертвой финансового кризиса 2009, но уже давно не жалеет об этом. Сборка городов для тематических парков LEGO — работа мечты для многих архитекторов. Пока старые друзья по колледжу жалуются на неиссякаемые чертежи лестниц, Агора рассказывает , как собирала 9-метровую копию башен Петронас для парка в Сингапуре.

Сегодня ситуация меняется.

О профессии градостроителя беседуем с директором ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» Владимиром Щитинским.

- Владимир Александрович, что лежит в основе квалификации градостроителя?

Для представителей нашей профессии характерно комплексное понимание общих проблем развития городов и территорий с учетом задач всех заинтересованных субъектов экономики: властей, бизнеса и широких слоев населения. Это непросто, поскольку каждый из них «тянет одеяло на себя». Власти ограничены бюджетом, поэтому часто их взор обращен в сторону богатых инвесторов. А потребности бизнеса сводятся к получению прибыли. Редко можно встретить бизнесмена, который разворачивает свой инвестиционный проект и при этом озабочен социальными вопросами, проблемами сохранения исторического наследия или природоохранных зон. Широкие массы населения достаточно ограничены в своих представлениях о развитии территории. Для простого человека главное, чтобы ничего не построили под его окнами, не вырубили скверик рядом с домом, сохранили площадку для выгула собак и т.п. А градостроитель способен приподняться над узкими частными интересами, сбалансировать потребности всех и тем самым обеспечить процесс совместного решения, основанного на компромиссах.

- Получается, что градостроитель должен быть компетентен в таких различных областях знаний, как экономика, социология, политология, география, экология, архитектура, строительство, и это, наверное, не полный перечень?

Да, наша специальность сегодня достаточно редкая. Людей такой квалификации до недавнего времени не готовил ни один вуз в России. Градостроители высокого уровня рождались в процессе практической деятельности, начиная свой путь архитекторами, инженерами в различных областях, экономистами, экологами. Они приходили на работу в организации, подобные РосНИПИ Урбанистики, и те, кто имел желание расширить свой кругозор, впитывали в себя знания по смежным дисциплинам. Например, архитектор начинал вникать в вопросы развития транспорта, инженерных систем, разбираться, как инфраструктура влияет на архитектурные решения. Потом постепенно приходило понимание того, как в этом процессе участвует власть, население, бизнес. И такие специалисты теперь могут выдавать решения, в той или иной степени устраивающие всех. Они показывают необходимость и достаточность тех или иных условий, возможные и разумные компромиссы.

- Сегодня специальность «градостроительство» получила официальный статус?

Не так давно Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Более того, введены новые государственные должности, связанные с этой деятельностью. В городах наряду с главным архитектором введен пост главного градостроителя. В организациях, подобной нашей, вместе с ГИПами и ГАПами должны теперь быть и главные градостроители проекта. К специалистам такого уровня предъявляются определенные квалификационные требования. Они должны либо иметь диплом по специальности «градостроительство», либо в процессе своей деятельности получить соответствующее дополнительное образование.

- В каких вузах сегодня готовят специалистов-градостроителей?

Пока еще в очень ограниченном количестве учебных заведений. Я знаю, что обучение этой специальности открылось в МАрхИ (Московском архитектурном институте), Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Петербургские вузы в ближайшее время этого не планируют. Профессия «градостроительство» - пока еще штучный образовательный продукт, требующий преподавателей, обладающих особыми знаниями в различных областях. Сейчас формируются курсы повышения квалификации, переподготовки. Все это, я надеюсь, расширит круг людей, которые понимают проблемы комплексного развития территорий.

- Ваша организация участвует в формировании системы подготовки кадров по этой специальности?

Два года назад мы приняли активное участие в создании учебника «Управление развитием муниципальных образований». Он предназначен для курсов повышения квалификации и освещает ряд проблем градостроения муниципального уровня: экономического развития, стратегического и территориального планирования, нормативно-правового обеспечения. Специалисты нашего института участвовали в создании трех разделов: устойчивое развитие, территориальное планирование, правовое обеспечение.

Учебник получился достаточно толстый. На его основе Академия народного хозяйства при Правительстве РФ провела два крупных учебных курса с представителями муниципальных организаций. Лекции там читали и наши специалисты.

Этот опыт был признан успешным, Академия потом проводила несколько курсов, сейчас создает у себя кафедру. Мы в этом процессе также весьма заинтересованы: нужно готовить кадры, которые придут на смену нашим ветеранам. Также важно повышать квалификацию наших заказчиков, чтобы они понимали значение такого комплексного подхода к развитию территорий.

- Какие вузы поставляют кадры для петербургского градостроительства?

Мы обычно пополняли свои ряды выпускниками ГАСУ, СПбГУ, Университета экономики и финансов, Горного института, Университета водных коммуникаций, Политехнического университета. Несколько лет назад мы разработали программу стажировки студентов старших курсов этих вузов и четыре года проводили ее в стенах нашего института. К нам каждый год приходили по несколько десятков студентов, которые хотели понять, что такое градостроительство и каковы перспективы для работы в данной сфере. Наши специалисты читали лекции, показывали, чем мы занимаемся, организовывали деловые игры. По итогам стажировки студенты выполняли небольшую практическую работу. Через стажировку прошло сотни две-три человек. Подобная практика сыграла положительную роль в развитии института. Мы преодолели характерный для проектных организаций «кадровый голод», и сейчас штат РосНИПИ Урбанистики соответствует стоящим перед нами задачам.

- Расскажите о структуре вашего института.

Сегодня ее основу составляют шесть архитектурно-планировочных мастерских. Они занимаются территориальным планированием и разработкой градостроительной документации для субъектов Федерации, муниципальных образований во всех регионах России. Это достаточно крупные подразделения, включающие в себя представителей нескольких профессий архитекторов, специалистов по городскому транспорту, инженерной инфраструктуре, экономике, охране окружающей среды. Наши мастерские самодостаточны, способны выполнять проект целиком, без привлечения большого количества подрядчиков.

Далее, у нас есть отделение комплексного проектирования, включающее архитектурно-конструкторский отдел, центр менеджмента, инженерно-строительный, сметный отделы. Они занимаются проектами от генплана города до отдельного здания или сооружения. Это достаточно уникальный конгломерат специалистов.

В частности, они разрабатывали комплект градостроительной документации для новой столицы Ингушетии города Магаса. Сегодня они занимаются планированием олимпийских объектов в городе Сочи.

Также у нас есть ряд небольших подразделений, ориентированных на научные исследования. Это центр устойчивого развития, лаборатория экономического анализа, научно-проектный сектор в области инженерного оборудования, лаборатория гуманитарных технологий.

- Какие подразделения возникли за последнее время с учетом новых потребностей рынка?

Большое развитие получила юридическая служба. Это явление нового времени. Мы стали постоянно сталкиваться с юридическими вопросами. Наши проекты приобрели нормативно-правовой характер. Так, например, институт разрабатывает правила застройки и землепользования, которые являются сами по себе нормативно-правовым документом.

Насколько серьезно уделяется внимание подготовке кадров отечественного градостроительства в масштабах всей страны?

Для этого, равно как и решения других важных задач, в прошлом году создано некоммерческое партнерство «Национальная гильдия градостроителей». Наш институт является партнером гильдии, мы ее поддерживаем во всех начинаниях.

Последние годы, наверное, войдут в историю как поворотный этап в развитии нашей профессии. Специальность «Градостроительство» получила официальный статус, образовательные стандарты, научно-методическую базу для подготовки кадров в высшей школе, а также сформировалось авторитетное профессиональное сообщество.

Беседовал Антон Жарков

196191, Санкт-Петербург,

Бассейная ул., д. 21

Архитектура всегда шла рука об руку с искусством. Творения Антонио Гауди, Осипа Бове, Карла Росси и других величайших архитекторов вдохновляют не меньше, чем творения живописцев и симфонии композиторов. Речь не только о старейших памятниках, дворцах и башнях, но и о современных зданиях и сооружениях, которые поражают эстетикой и величием. Архитектор может увековечить свое имя в потрясающих проектах, а может допустить ошибку, в результате которой облик целого города будет безнадежно испорчен. Не боитесь сложной работы и колоссальной ответственности? Тогда эта работа для вас.

Кто такой архитектор? Описание профессии

Архитектор – специалист, осуществляющий проектирование зданий, планировочных и интерьерных решений, а также организацию архитектурной среды. Он отвечает не только за внешний облик сооружений, но и за их функциональные, эксплуатационные характеристики.

При всей сложности профессии и необходимости руководствоваться нормативами, правилами и техническими параметрами, специальность является творческой.

Только от внутреннего мира профессионала и его представлений об эстетике, гармонии и рациональности зависит облик сооружения.

Специалистами могут быть не только архитекторы, разрабатывающие эскизные проекты, документацию и рабочие чертежи, но и организаторы процесса разработки (главные архитекторы), разработчики генеральных планов городов и поселков (градостроители), создатели ландшафтных решений по благоустройству территории (ландшафтные архитекторы). К специальности также относят дизайнеров (разработчиков планировки и интерьеров), реставраторов, экспертов и теоретиков, занимающихся научной и преподавательской деятельностью.

Что входит в обязанности специалиста

С развитием технологий работа архитектора существенно видоизменилась. Причиной тому – усложнение строительных технологий.

Необходимо владеть специальными компьютерными программами (в частности, программами для 3D-проектирования и моделирования зданий), проводить экспертизу документации на соответствие множеству норм. Круг деятельности специалиста при этом не столько ограничивает, сколько направляет вид его деятельности:

  • Архитектурное проектирование . Специалист разрабатывает проект, координирует создание строительной документации, осуществляет авторский надзор.
  • Градостроительство . По сути это «объемное проектирование», в основе которого лежит разработка генеральных архитектурных планов населенных пунктов.
  • Ландшафт . Ландшафтная архитектура включает в себя озеленение – проектирование садов, парков, зеленых насаждений, приусадебных участков и даже заповедных зон.
  • Дизайн интерьера . Специалисты специализируются на разработке функциональной и одновременно эстетичной планировки, на проектировании интерьеров.

Круг обязанностей сотрудника также зависит от его опыта, квалификации и организации, в которой он работает. В проекте нуждаются не только грандиозные концертные залы и небоскребы, но и каждый торговый павильон (за исключением быстровозводимых конструкций), каждая поликлиника и каждый жилой дом. Опыт и портфолио играют ключевые роли – очень важно стремится получать действительно важные и сложные проекты, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице.

Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Как получить профессию архитектора, где учиться

Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.

ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:

  1. Московский архитектурный институт.
  2. Московский строительный государственный университет.
  3. Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
  4. Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
  5. Архитектурно-строительный университет в Самаре.

Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.

Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.

Какими качествами нужно обладать

  • Усидчивость. Каждый чертеж и каждый проект требует длительной, скрупулезной работы, где важны детали и нюансы.
  • Творческая натура. Каждый специалист – это творец. Именно в его голове рождается внешний облик зданий, которые могут стать культовыми достопримечательностями
  • Развитый интеллект. Необходимо не только обладать опытом и практическими навыками, но и держать в голове огромный объем теории, знать нормативную базу.
  • Перфекционизм. Малейшая ошибка в проекте может привести к катастрофе или, как минимум, к не допуску проекта. Важно постоянно стремиться к совершенству.
  • Собранность. Умение концентрироваться на работе – это залог успешно выполненного проекта. Архитектура не терпит рассеянности и не прощает ошибок.

Где может работать специалист

Строительная компания . Преимущественно здесь требуются архитекторы-проектировщики, так как большинство компаний занимается возведением рядовых зданий и конструкцией. Типичность работы не делает ее более простой – каждый проект требует многоэтапного согласования и прохождения экспертизы. Часто приходится выполнять разноплановые задачи, так как штат архитекторов почти всегда сжат или урезан.

Архитектурное бюро . Ключевое отличие бюро от строительной компании – направление деятельности. Организация занимается исключительно архитектурным проектированием, экспертизой и разработкой документации. Здесь присутствует четкая градация персонала, и его нехватки не наблюдается. В бюро можно прийти уже в первые годы обучения, получить должность техника, создавать несложные чертежи и набираться опыта, продвигаясь по карьерной лестнице.

Государственные учреждения . Это муниципальные и федеральные организации, которые готовят генеральные планы населенных пунктов, проводят архитектурную экспертизу, составляют профильную документацию, занимаются согласованием проектов и выдачей разрешения на строительство. Лучший вариант для специалистов, которые ищут стабильную работу и хотят пользоваться всеми льготами, положенными государственным служащим.

Плюсы и минусы профессии архитектор

Если в школе вы писали сочинение на тему «Моя будущая профессия – архитектор», то наверняка углублялись в суть специальности. Ее ключевые достоинства – это возможность творить и перспективы высокого дохода. Главный недостаток – практическая сложность. Отметим другие преимущества и недостатки для детального сравнения.

Плюсы профессии архитектор:

  • Интересная, творческая работа.
  • Высокая оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Перспективная профессия для иммиграции.
  • Высокий социальный статус и признание специальности.
  • Реальные перспективы карьерного роста.

Минусы профессии:

  • Сложная и крайне ответственная работа.
  • Необходимость долго учиться и постоянно развиваться самостоятельно.
  • Регулярные переработки, масса стрессов.
  • Низкие зарплаты на старте карьеры.
  • Частая невозможность самореализации.

Невозможность самореализации заключается в необходимости работать по заказу. Пример: вы хотите реализовать грандиозный проект, который давно живет в вашей голове, но не можете из-за отсутствия спонсора. Либо ваше видение функциональности и эстетики здания не совпадает с мнением руководителя или клиента.

Сколько получают архитекторы в России

Средняя зарплата специалистов по России – 25 тысяч рублей. Больше коллег получают архитекторы из Москвы (в среднем 36 тыс. рублей) и Санкт-Петербурга (29 тыс. рублей). Зарплаты в отдаленных регионах ниже. Не приходится рассчитывать на высокий доход и специалистам без опыта работы – обычно они занимают должность техника и получают по 15-17 тыс. рублей в месяц. Зато можно трудоустроиться уже во время первых лет обучения.

К тому же существуют реальные перспективы карьерного роста. Для него лучше работать в офисе, в коллективе. Фрилансеру добиться высот без должного опыта реальной практической работы почти невозможно. При постоянном трудоустройстве и целенаправленном развитии уже через 7-8 лет работы вы сможете претендовать на должность главного архитектора компании. Зарплаты этих специалистов часто превышают отметку в 100-125 тыс. рублей.

Резюме

Архитектор – по-настоящему интересная, творческая профессия. Она идеально подойдет развитым, целеустремленным и ответственным людям, которые умеют концентрироваться на поставленной задаче. Вы должны быть готовы к сложностям, которые обязательно настигнут вас уже в ходе обучения. Если вы не боитесь бессонных ночей, постоянных переработок и колоссальной ответственности, если хотите увековечить свое имя в уникальных архитектурных сооружениях – эта работа для вас.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»

9-12 СЕМЕСТРЫ

Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-

I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.

Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо­ строительными объектами в современных условиях.

2. Задачи курса.

В задачи курса входит:

1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти­ рования;

2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали­ за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;

3) изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;

4) формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре менном уровне.

3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.

Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.

Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостро­ительных и районно-планировочных проектов.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин­ ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро­ вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро­ ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.

Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас­ штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по форми­рованию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.

II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса

Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про­ екта в 9 семестре 5 курса);

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;

Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.

Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес­ кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ­ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.

В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:

1) аналитическая стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду­ ализацию задания на проектирование;

2) проектно-аналитическая стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выра­женной графическими и макетными средствами;

3) проектная стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.


2. Темы и краткое содержание.

Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.

Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.

Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.

Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.

Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образо­ваний. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.

Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.

Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.

Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.

Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.

Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.

Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо­ ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.

Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст­ венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра­ зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях актив­ной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проек­тирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.

Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.

Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуа­льно по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст­ вующем регионе.


Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк­ ции существующих.

Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри­ торий по результатам предпроектных исследований.

Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.

Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градост­роительные объекты:

1) Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;

2) Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;

3) Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;

4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;

5) Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных

исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирова­ния дипломант изучает следующие темы:

Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.

Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова­ ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной стру­ктуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.

Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше­ ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.

4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.


2. Планировка и застройка центрального района города.

3. Фрагмент центра города.

Темы курсовых проектов 10 семестра:

1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.

2. Реконструкция локального участка территории.

В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».

По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддип­ломным проектом, является основой дипломного реферата.

5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.

1. Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.

2. Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.

3. Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.

4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.

Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения

5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.

6. Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.

7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.

8. Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь­
ном районе.

9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся

функционально-планировоч ной структуры городской среды.

10. Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.

11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.

12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной

инфраструктуры локальных городских пространств.

13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.

14. Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.

15. Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.

III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№№ п\п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ ятельная работа

лекции

семинары

Планировка городской территории





Планировка и застройка центрального района

Фрагмент центра города

Реконструкция городской территории

Реконструкция локального участка территории

Преддипломная практика, преддипломное проектирование

Дипломное проектирование

итого

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по ито­гам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом­ ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архи­тектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.

V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)

Наименование

Наличие грифа МО

Год из­ дания

Обеспечивает ли полностью соде­ ржание дисцип­лины

Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М.

Градостроительное проектирование

учебник

нет

Градостроительный кодекс РФ

2005

нет

Кострикин Н. Д.

Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие

2003

нет

Кострикин Н. Д.

Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие

2001

нет

Мошков А.В.

Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий»

1998

нет

Чучмарёва Е.З.

Планировка общественного центра города

2004

нет



Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Ваз