Конспект логопедического занятия "Приставки и предлоги" план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему. Конспект логопедического занятия на тему "дифференциация предлогов и приставок" Логопед:А что такое приставка

, учитель-логопед, ЧС(К) начальная школа – детский сад №3 «Надежда» Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики.

  • Образовательные.

    1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
    2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие.

    1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

    Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

    Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

    Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

    Учащиеся: приставка

    Учитель: Назовите приставку.

    Учащиеся: по.

    2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

    Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

    Учащиеся: приставки и предлоги.

    Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

    Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

    Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

    3. Повторение ранее полученных знаний.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся: это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель: Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

    Учитель: Итак,отправляемся в царство Грамматики (слайд 3)

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

    1. Работа со словом.

    Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

    Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

    (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

    Учитель: Как это можно сделать?

    Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

    Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой ).

    Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

    Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

    Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

    Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

    Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

    Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

    Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

    Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

    Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

    Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    2. Упражнение на логическое мышление.

    Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)

    3. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

    Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся: слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

    Физкультминутка. (слайд 8)

    4. Работа с предложением (текстом).

    Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

    (На)дворе была гора.

    (В)зале стоит душистая ёлка.

    Весь день (на)горе много детей.

    (На)ветках игрушки.

    (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

    Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

    Учащиеся: 2.

    Учитель: О чем будет первый рассказ?

    Учащиеся: о горке.

    Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

    Учащиеся: Горка.

    Учитель: О чем второй рассказ?

    Учащиеся: о елке.

    Учитель: Прочитайте его.

    Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

    Учитель: Как назовем этот рассказ?

    Учащиеся: Ёлка.

    Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

    (взаимная проверка).

    5. Подбор предлогов и приставок.

    Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

    5. Подведение итогов.

    Учитель: Чему учились на занятии?

    Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Кому было трудно?

    Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

    Упражнения.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

    Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

    На стройке.

    Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.

    Список используемых источников.

    1. Гнездилов М.Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. –М., 1956.

    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: СОЮЗ, 2001.

    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА №73

    Открытое логопедическое занятие по теме:

    «Дифференциация предлогов и приставок».

    (групповое занятие для детей младшего школьного возраста,

    имеющих дисграфические ошибки на фоне ОНР)

    Учитель-логопед: Ерохова Юлия Ивановна

    МОСКВА

    2012 г.

    Логопедическая тема : предлоги.

    Грамматическая тема : предлог как часть речи.

    Лексическая тема : игрушки.

    Цель : актуализация знаний о предлоге как о части речи.

    Задачи :

    Образовательные :

    Уточнить знания детей о предлоге как о самостоятельном слове;

    Совершенствовать навык составления предложения по картинке и языкового анализа предложения;

    Развивать приемы сравнения, обобщения, классификации.

    Коррекционно-развивающие :

    Актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами;

    Формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами;

    Формировать навык дифференциации идентичных корней, корней-омонимов и корней, имеющих графическое и акустическое сходство;

    Корригировать и развивать зрительный гнозис;

    Корригировать и развивать связную устную речь через пополнение и активизацию словаря, и формирование полноценного речевого высказывания;

    Развивать зрительное и слухоречевое внимание;

    Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

    Воспитательные :

    Воспитывать навык самостоятельности в работе;

    Воспитывать умение работать в коллективе;

    Воспитывать бережное отношение к пособиям, своим вещам.

    Здоровьесберегающие :

    Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

    Соблюдать правильную посадку учащихся;

    Проводить работу по профилактике нарушения зрения;

    Чередовать статические и динамические задания;

    Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

    Оборудование : магнитная доска, сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы.

    Технические средства обучения : мультимедиа проектор, компьютер.

    Мультимедийное обеспечение : презентация к уроку.

    Ход занятия.

    Этапы

    занятия

    Виды работы на

    этапе

    Деятельность

    педагога

    Деятельность

    учащихся

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    I.Организационный момент.

    Установление контакта педагога с учащимися.

    Проверка готовности к занятию.

    1.Д/и «Посмотри и ответь»

    2. Д/и «Делай так»

    Приветствие.

    Логопед демонстрирует картинку с изображением мяча в различных пространственных положениях относительно предметов мебели (стол, шкаф, диван).

    Логопед говорит инструкции:

    -положить ручку на тетрадь

    -положить ручку в тетрадь

    - положите ручку за тетрадь

    - положите ручку под тетрадь

    -положите ручку тетрадь.

    Какое задание не смогли выполнить, почему?

    Учащиеся встают у своих парт, приветствуют гостей.

    Проверяют готовность к к занятию.

    Учащиеся отвечают где лежит мяч (под столом, на диване, за шкафом…)

    Учащиеся выполняют задания логопеда.

    Отвечают на вопросы.

    (Последнее задание было непонятно).

    Подготовить учащихся к плодотворной работе в течение всего занятия.

    Подвести к теме занятия.

    II. Основная часть.

    1. Семантическое значение предлогов.

    2. Работа с текстом.

    3. Дополнение словосочетаний предлогами.

    4. Динамическая пауза.

    5. Составление предложения по картинке.

    Ребята, когда я «забыла» назвать нужный предлог, вы не смогли понять куда надо было положить ручку. А какие слова помогали вам правильно выполнять остальные задания? (за, на, под, в, перед… )

    Как называются эти слова? Что показывают предлоги в предложении?

    Логопед демонстрирует слайд:

    А потом ты покатился

    И назад не воротился.

    Покатился в огород,

    Докатился до ворот,

    Подкатился под ворота,

    Добежал до поворота…

    Из какого произведения этот отрывок, кто автор?

    Что потом случилось с мячом?

    Какие слова помогли нам узнать по какому маршруту катился мяч?

    К какой части речи относятся эти слова?

    Как записываются предлоги рядом с другими словами?

    Логопед демонстрирует слайд:

    Забежал …угол, вбежал …школу, наступил …палку, отрезал …куска, сняла …веревки, побежал …дороге, отскочил …двери, начертил …листке.

    Логопед включает музыку

    и показывает движения.

    На доске сюжетная картинка, изображающая куклу, сидящую на столе

    Что нарисовано на картинке?

    Что она делает?

    Где сидит кукла?

    Составьте предложение.

    Сколько слов в этом предложении?

    Какое слово показывает, где именно находится кукла?

    Как пишутся предлоги в предложениях?

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    (Предлоги).

    (Предлоги показывают, где находится предмет или направление его движения).

    Учащиеся читают стихотворение.

    Отвечают на вопросы.

    (в, до, под, до)

    (это предлоги)

    (раздельно-это самостоятельные слова)

    Дети читают словосочетания, говорят чего в них не хватает. Записывают словосочетания в тетрадь, вставляя предлоги.

    Дети повторяют движения за педагогом под музыку.

    Дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы.

    (кукла)

    (сидит)

    (на столе)

    Кукла сидит на столе.

    (четыре)

    (на)

    (раздельно с другими словами)

    Дети записывают предложение в тетрадь.

    Развивать и корригировать слухоречевую память учащихся.

    Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.

    Актуализировать знания о раздельном написании предлогов с другими словами. Развивать логическое мышление.

    Развивать мелкую и общую моторику.

    Развивать связную речь.

    Формировать навык раздельного написания предлогов с другими словами.

    IV. Итог занятия.

    Оценка деятельности учащихся на занятии.

    Педагог предлагает детям вспомнить, что они выполняли на занятии.

    Дети отвечают, что им запомнилось и особенно понравилось.

    Обобщить тему занятия. Развивать память.

    Конспект логопедического занятия для обучащихся 4-х классов, презентация к занятию и приложения для обучающихся. Занятие построенно в виде игры-исследования. Для исследования очередной прблемы детям предлагаются маршрутные листы. Результаты (выводы) заносются в таблицу, которая в итоге становится памяткой по исследуемой теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные цели:

    1. Образовательная:

    1) формировать представление об отличительных признаках приставок и предлогов;

    2) тренировать умение писать приставки со словами слитно, предлоги отдельно;

    2. Коррекционно-развивающая:

    1) Совершенствование навыков связного монологического высказывания, диалогической речи.

    2) Развивать зрительное и слуховое восприятия, внимание, память.

    3) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности;

    3. Воспитательная:

    Мобилизация учащихся на активное участие в коррекционной работе, повышение уверенности в себе.

    Мыслительные операции , необходимые на этапе проектирования: анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация.

    Демонстрационный материал и раздаточный материал:

    1) Презентация к занятию;

    2) Маршрутные листы(№1-3);

    3) Таблица для заполнения алгоритма «Признаки приставок и предлогов»;

    4) Квадрат и круг.

    Ход занятия

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    УУД:

    • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

    У нас сегодня на занятии гости. Поприветствуйте их улыбкой.
    Слайд 2

    Я рада приветствовать всех в этом классе,
    Возможно, есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе всем будет светло,
    Пусть будет уютно и очень легко!

    Начнем же урок, будем время беречь.

    Слайд 3

    «Кому работа в тягость, тот не знает радость!»

    Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

    Какой работой вы занимаетесь в школе?

    Что значит учиться ? (Это, значит, понять, что не знаешь и самому открыть новые знания.)

    Да, вам сегодня предстоит разобраться, что есть что.

    II. Актуализация знаний

    Цель:

    • Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала;
    • зафиксировать причину затруднения;
    • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению знания (если будут затруднения);
    • организовать уточнение и согласование темы занятия.

    УУД:

    • регулятивные (целеполагание; планирование);
    • познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

    Слайд 4

    Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка». - Чем занимаются исследователи? (Что-либо исследуют)

    Вот и мы с вами будем сегодня на занятии исследовать. А что будет предметом нашего исследования, вы сейчас мне скажете сами. У вас на партах маршрутные листы исследования, на которых мы будем выполнять задания, а выводы наших исследований заносить в таблицу.

    (Упражнение на развитие ориентировки в пространстве)

    У вас на партах лежат круг и квадрат. Выполните действия по моей инструкции:

    Положите круг на квадрат;

    Положите круг у квадрата;

    Подержите круг над квадратом;

    Положите круг квадрат;

    Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

    Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, под …)

    Как называются эти слова? (Предлоги)

    Что такое предлоги? (Это часть речи )

    Какие части можно выделить в слове? (Корень, приставку….)

    На какую часть слова похож предлог? (На приставку)

    Как вы думаете, что будет темой нашего занятия (предметом нашего исследования)? (Приставки и предлоги)

    Мы можем заполнить первую строчку таблицы, в которой укажем, что приставка это часть …. (слова) , а предлог это часть …. (речи) .

    Слайд 5

    Слайд 6

    (Определение, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами)

    Возьмите маршрутный лист №1. Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится .

    Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

    Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

    В чем причина если буква не получилась? (Значит, мы ошиблись в определении приставок и предлогов ).

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем (или трудно), как отличить предлог от приставки).

    Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

    Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

    Слайд 7

    1. Работа над темой

    Цель: Организовать усвоение детьми способа действий при выполнении данного задания с проговариванием во внешней речи:

    УУД:

    • регулятивные (волевая саморегуляция);
    • познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
    • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

    Продолжим наше исследование. Возьмите маршрутный лист № 2.

    Слайд 8

    Посмотрите на эту строчку. Что вы здесь видите? (Слова)

    ТМУ ВЕСЁЛЫЙ ОЛ ГУЛЯЕТ ЕА СВЕРЧОК КРМЕНИЛЯ ПОЛЯНКЕ ЦО

    Слайд 9

    Составьте предложение, используя только эти слова. (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

    Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

    Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по)

    Слайд 10

    Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке).

    Слайд 11

    Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении).

    Запишем результат нашего исследования в таблицу выводов.

    Слайд 12

    Слайд 13

    - Прочитайте стихотворение-шутку :

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №3

    Найдите глаголы и выделите в них корень.

    Что можно сказать про эти слова? ( Они однокоренные).

    Выделите часть слова перед корнем. Как она называется? (Приставка).

    Какова роль приставки в слове? (образует новые слова).

    Этот вывод мы можем занести в таблицу.

    Слайд 14

    Слайд 15

    - Игра «Найди приставку и предлог».

    Слайд 16

    На доске вы видите словосочетания.

    Как вы думает, какое задание вы получите? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

    Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи.

    (…)земный переход – переход (…)землей

    (…)городная поездка – поездка (..)город

    Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

    Итак, в русском языке есть одинаковые приставки и предлоги.

    Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся. Что вы можете предложить? (Попробовать вставить слово или вопрос после предлога и приставки . Подбирают слова)

    Следующий вывод, который мы занесем в таблицу это то, что между приставкой и корнем нельзя вставить слово или вопрос, а между предлогом и словом можно.

    Слайд 17

    Слайд 18

    IV. Физминутка.

    А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

    1. Закрепление знаний.

    Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на данный способ действий.

    УУД:

    • познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
    • личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
    • коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
    1. Работа в парах.

    Игра «Рассыпалось предложение».

    Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

    Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

    Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение.

    1. Игра «Составь словосочетания».

    Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку.

    Читал, середина.

    Лез, окно.

    Шел, угол.

    Крыл, стол.

    Молодцы, хорошо справились с заданием.

    VI. Итог занятия.

    А теперь давайте подведем итоги нашего исследования.

    Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

    Какие выводы вы для себя сделали? (ответы по таблице)

    Поможет ли вам таблица в дальнейшей работе?

    Кто считает, что на занятии было трудно, не смог выполнить поставленную цель, поднимите синий квадрат.

    Кто считает, что справился с работой на все 100%, поднимите оранжевый

    квадрат

    Кто считает, что ему надо ещё потренироваться поднимите и квадрат и круг.

    Наше занятие закончилось.

    Большое спасибо за работу.

    Подписи к слайдам:

    Ефремова Р.В., логопед ГОУ СОШ №1040ЮВАО г. Москва
    Начнем же урок, будем время беречь!
    Я рада приветствовать всех в этом классе,Возможно, есть классы и лучше, и краше.
    Но пусть в нашем классе всем будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!
    Кому работа в тягость, тот не знает радость!
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть...
    Это часть...
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Весёлый сверчок гуляет по полянке.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для … в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для … .
    Служит для связи слов в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Пишется … со словом.
    Пишется … .
    Между приставкой и корнем ……. вставить …….. .
    Между предлогом и словом …….. вставить ……… … ……. .
    Сравни!
    приставка
    предлог
    Это часть слова.
    Это часть речи.
    Служит для образования слов.
    Служит для связи слов в предложении.
    Пишется слитно со словом.
    Пишется раздельно.
    Между приставкой и корнем слово вставить нельзя.
    Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос.


    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

    нуждающихся в длительном лечении

    «Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

    Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

    у учащихся 3-го класса школы VII вида.

    учитель-логопед Медова Е.В.

    Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

    Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

    Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

    Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

    Оборудование: Классная доска, мел,индивидуальные карточки по количеству учащихся. презентация к уроку.

    Ход урока

    I .Организационный момент

    1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

    2.Актуализация опорных знаний учащихся.

    Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

    Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

    Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

    Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями слова и служит для образования новых слов.

    Как же не путать предлоги и приставки?

    Предлог -это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) , либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

    Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

    забежел…

    Догадались, как будет звучать тема занятия?

    II. Основная часть

    3.Уточнение темы занятия логопедом.

    Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

    И в этом нам поможет наш друг - ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

      Подготовка рук к письму

    Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений с массажными мячиками.

    4.Запись числа и темы.

    5.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

    Образование глаголов с помощью приставок.

    Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

    Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

    Лезть: залезть, перелезть и т.д…

    Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

      Упражнение на тренировку зрительного аппарата. «Поймай зайчика»

    Логопед запускает фонариком или зеркалом «солнечного зайчика» на прогулку. учащиеся поймав «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.

    7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

    Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложению, где есть предлоги и приставки.

    Муха влетела в окно.

    Кошка слезла с дивана.

    Кошка убегает от собаки и т.д..

    8.Работа по индивидуальным карточкам.

    Д/И «Разложи в два столбика».

    Левый - слова с приставками.

    Правый - слова с предлогами. Выделите предлог и приставку.

    (под)рубить

    (из)города

    (в)класс

    (по)дарить

    (у)дома

    (из)мерить

    9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

    10.Составление словосочетаний.

    Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги и приставки-

    НА, ЗА, ОТ, ПО, ДО, В, ПОД.

    Образец: Плыл, река - поплыл по реке.

    Шёл,грибы;

    Ехать,гараж;

    Писать,лист;

    Рубить,корень;

    Кинуть,печка;

    Бежал,угол;

    кусать,хлеб;

    Объясните правописание.

    Запишите в тетрадь .Выделите приставку и предлог.

    11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

    Это - правая рука,

    Это - левая рука.

    Справа - шумная дубрава.

    Слева - быстрая река.

    Обернулись мы и вот

    Стало всё наоборот.

    Слева - шумная дубрава.

    Справа - быстрая река.

    Неужели стала правой

    Наша левая рука?

    12.Графический диктант.

    Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

    Тропинка спускалась с горы.

    Цветы подрезали под корень. и т. д…

    13.Работа на уровне текста.

    Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

    Прочитайте стихотворение.

    Словарная работа. Уточнение значения слов:

    Баржа, полуторка.

    Сугробы снега вьюги ( на мели, намели )

    И у ворот как баржа ( намели, на мели )

    Полуторка стоит.

    Ну и ( за нос, занос ).

    Я вышел за ворота, а мороз

    Как затрещит-и хвать меня ( занос,за нос ).

    Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

    III. Итог занятия.

    Рефлексия деятельности.

    Повторите те утверждения, которые вы считаете правильными?

    Предлог это слово?

    Приставка это часть слова?

    Предлог служит для связи слов в словосочетании и в предложении?

    Приставка пишется отдельно?

    Приставка служит для образования новых слов?

    Предлог пишется отдельно?

    Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов?

    Занятия
    «Дифференциация приставок и предлогов»

    Подготовили:

    учитель-логопед МБОУ «ООШ №17»

    В.

    учитель-логопед МБОУ «СОШ №20

    с углубленным изучением

    отдельных предметов»

    г. Старый Оскол

    Логопедическое занятие по теме

    «Дифференциация приставок и предлогов».

    Актуальность использования средств ИКТ : Создание условий для эффективности коррекции речи и ВПФ.

    Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

    Задачи:

    ü ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

    ü формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

    ü формирование умения работать индивидуально, в малых группах;

    ü формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).

    Тип занятия : Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Форма организации занятий: Групповое логопедическое занятие.

    Вид используемых на занятиях средств ИКТ : универсальная презентация, единая коллекция ЦОР.

    Необходимое аппаратное и программное обеспечение : компьютерный класс, мультимедийные компьютеры, проектор, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования «Отличник»,

    I. Подготовительный этап

    1. Мобилизирующий этап

    Задача: эмоциональный настрой.

    Даются указания.
    – Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
    – Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).


    Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    – Желаю (соприкасаются большими пальцами)
    – успеха (указательными)
    – большого (средними)
    – во всём (безымянными)
    – и везде (мизинцами).
    – удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки).

    2. Постановка учебной задачи.

    Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Это и будет вашим паролем на вход.

    Определите, являются ли выделенные буквы приставками или предлогами. Если это приставка, то зачеркните не нужный в этом случае знак пробела и найдите напротив числа, указанные в колонке «Приставка». Если же перед вами предлог, найдите числа, указанные в колонке «Предлог». Затем на рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините эти точки прямыми линиями. И посмотрите, что получится.(Слайд 1)

    Что у вас получилось? (Буквы. Они обозначают звуки, которые нам трудно произносить.)

    Правильно. На протяжении всего урока помните об этих звуках!

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками?

    Почему у вас возникли затруднения в правописании слов с предлогами и приставками? (Не знаем, как отличить предлог от приставки).

    Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).

    Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки ипредлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

    Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока. (Различение предлогов и приставок). (Слайд2)

    А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи.

    Учитель: Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова. (Слайд 3). Он приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.

    II . Формирование психологической базы речи.

    1. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:

    Я сейчас раздам вам фигуры. Одна - «кубик » , а другая – «пирамидка» .

    Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём:

    Поставьте пирамидку на кубик

    Подержите пирамидку над кубиком

    Поставьте пирамидку за кубик

    Положите пирамидку кубика.

    Почему вы не смогли выполнить последнее задание? (Пропущено слово).

    Догадайтесь, какое слово я пропустила? (Около, рядом, слева, справа, у …)

    Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно.

    III . Работа над темой:

    (Слайд4)

    Для того, что во всем разобраться Профессор Сова предлагает нам исследовать вот эту строку:

    КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТГУЛЯЕТЗАСВЕРЧОККРОМЕНАДЛЯПОЛЯНКЕПО

    Что вы здесь видите? (слова)

    Назовите слова, которые вы нашли в этих строчках. (Учитель соглашается и с другими словами, которые дети найдут в строчке, но выделяются только - веселый, сверчок, гуляет, полянке .) (Клик).


    Что осталось, прочитайте. (К, перед, от, за, кроме, на, для, по ) (Клик).

    Что это за слова? (Это предлоги).

    - Что вы знаете о предлогах? (Это часть речи , служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

    Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки. (От, на, за, по). (Клик)

    Что вы знаете про приставки? (часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

    Продолжим наше исследование.

    Составьте предложение, используя только эти слова. (Клик) . (Дети пытаются составить предложение) Не получается? Почему? (Нет связи слов).

    Что нужно для связи слов в предложении? (необходим предлог в предложении)

    Какой предлог надо вставить? (дети называют на или по, выбираем предлог по )

    Составьте сейчас предложение. (Веселый сверчок гуляет по полянке). (Клик).

    - Докажите, что это предлог. (Между предлогом «по» и словом «полянке» можно вставить слово. Например, по красивой полянке)

    Зачем нужны предлоги в предложении? (для связи слов в предложении)

    2. Актуализация знаний.

    (Слайд 5)

    Игра «Найди приставку и предлог».

    Что вы видите на доске? (На доске мы видим словосочетания)

    Как вы думает, что вы будете делать, какое будет задание? (Мы будем подбирать приставки и предлоги)

    Задание: Подбери предлоги и приставки и докажи. (Работа на слайде)

    Образец (…)земный переход – переход (…)землей

    (…)городная поездка – поездка (..)город

    (…)школьный сад – сад (…) школе

    Что интересного вы заметили, выполняя это задание? (В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги)

    (Слайд 6)

    Если есть одинаковые предлоги и приставки, то как их различить? Давайте разберемся и сравним. (Слайд 7).

    У нас 2 группы. Первая группа рассказывает все о предлогах, а вторая – о приставках. За каждый правильный ответ вы получаете бонусы.

    Что такое приставка?

    Что такое предлог?

    Для чего служат?

    Как пишутся со словами?

    Как различить?

    С какими частями речи употребляются? (Употребляется с разными частями речи: существительным, прилагательным, глаголом и др. Предлог не употребляется с глаголом)

    Постарайтесь запомнить эти правила, потому что они вам пригодятся при выполнении заданий.

    IV . Физминутка. (Слайд 8).

    А сейчас после трудных исследований можно немного отдохнуть.

    Фрагмент танца «Учитель танцев».

    V . Закрепление знаний.

    1. Игра «Найди предлог». (Слайд 9).

    2. Игра «Составь словосочетания».

    Задание: из данных слов составить словосочетание. Одно условие: предлог и приставка в словосочетании должны быть одинаковые. Выделить предлог и приставку. Обобщить: В слове «написал» приставка «на», потому что - ….

    Читал, середина.

    Лез, окно.

    Бросился, еда.

    Крыл, стол.

    Сколько здесь словосочетаний? (Четыре)

    Прочитайте второе сверху, третье, последнее, четвертое снизу. Запомните их порядок.

    VI . Упражнение для глаз. (Слайд 10)

    А теперь, давайте выполним упражнения для глаз. Сядьте прямо, следите за вертолетом , не отрывая глаз.

    VII . Работа в тетрадях.

    (Слайд 11)

    А сейчас открываем тетради и записываем число и тему занятия.

    1. Задание на отсроченное запоминание:

    Вспомните словосочетания, которые мы составляли. Напишите первое и третье словосочетание. Проверьте.

    2.Игра «Умники и умницы»

    Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)

    Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:

    Желтая дорожка:

    Отец (на)писал адрес (на)конверте.

    Лодка (от)чалила (от)берега.

    Зеленая дорожка:

    (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела

    Красная дорожка:

    Вставь подходящие по смыслу приставки и предлоги.

    Всадник (…)вязал лошадь (…) дерева и (..)скочил (..) седло.

    Проверка:(

    Кто выбрал зеленую дорожку?

    Желтую? Красную?

    Сравните свою работу с образцом.(На слайде) (Клик)

    3. Составьте предложения по данной картинке, используя различные предлоги. И еще одно условие: в каждом предложении используйте имена прилагательные . Запишите одно из них. Взаимопроверка.

    4. Работа в группах.

    Игра «Рассыпалось предложение».

    Делим детей на 2 команды и раздаем по 2 конверта с разрезанными предложениями.

    Как вы думаете, что мы сейчас будем делать (Составлять предложения)

    Правильно. Вы должны будете собрать из слов, лежащих в конверте предложение. Пожалуйста, не перемешайте слова со словами из другого конверта. Сначала соберите одно, а потом принимайтесь за другое. Команда, которая быстрее и правильно выполнит задание, получит приз.

    Затем проверяем предложения и записываем 1 наиболее понравившееся предложение победившей команды (с проговариванием). Слайд.

    VIII . Итог:

    А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

    Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)

    Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно)

    Как различить предлог и приставку?

    Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности?

    Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишье:

    Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда.

    Предлоги от слов «удаляются» - в словах не найти им следа.

    IX. Пароль на выход.

    А выводы за вас сделает компьютер. Мы выполним тест и узнаем, как вы усвоили материал. Компьютер оценит вашу работу.

    Наше занятие закончилось.

    Большое спасибо за работу.

    Список использованной литературы:

    1. . Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда / . - М. : ВЛАДОС, 20с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

    2. Лалаева, Раиса Ивановна .
    Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособ. / . - СПб. : СОЮЗ, 19с.

    3. Коррекция письменной речи: Логопедия: Пособие для начальной шк. / . - М. : Аквариум, 19с. : ил.

    4. Учителю о детях с недостатками речи: [Для учит. нач. кл.] / , . - М. : АРКТИ, 19с. : 8 л. прилож. - (Б-ка практикующего логопеда).

    ВАЗ-2108