Гора вознесения господня как назвать одним словом. «Стопочка» – место Вознесения Господня

Елео́нская , или Масли́чная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами , откуда и название.

На северной вершине Елеонской горы (826 м над уровнем моря), называемой горой Скопус. Гора Скопус, со склонов и вершины которой открывается вид на Иерусалим, являлась стратегически важным объектом со времён глубокой древности, так как использовалась в качестве базы для нападений на город.

Британские кладбище в Иерусалиме (Иерусалимское военное кладбище) является военным кладбищем для солдат Британской империи, погибших в Первой мировой войне на территории Израиля. Кладбище находится на горе Скопус.
На кладбище было похоронено 2515 погибших: из 2449 военных — 2218 британских жертв. 100 похороненных солдат не были идентифицированы.
Памятник неизвестному солдату посвящён 3300 израильским военным, убитым в Египте. В целом, на военном кладбище в Иерусалиме увековечена память о 5815 погибших в Первой мировой войне..

На вершине Скопус находится еврейский Университет Иерусалима.



К рупнейший научный и учебный центр Израиля, первый университет в современном Израиле. Преподавание в университете с его основания ведется на иврите. Основан в 1925 году. Входит в первую сотню лучших университетов мира.



На средней вершине (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории.
Во время визита германского императора Вильгельма II (когда состоялось освящение другой лютеранской церкви — церкви Спасителя ) немцы, проживающие в городе, обратились монарху с просьбой о помощи в строительстве центра для паломников, прибывающих в Святую Землю, и больницы при нём. При содействии императора и его супруги в Германии было создан фонд для создания данного комплекса. Сперва был приобретён земельный участок, а затем по проекту немецких архитекторов построены церковь, приют для паломников и госпиталь. Больница была названа в честь императрицы — Августа Виктория, и это название сохраняется за ней до настоящего времени. Часто так называют весь комплекс.


На южной вершине (816 м) — русский Вознесенский монастырь и арабское село Ат-Тур.
Елео́нский Спа́со-Вознесе́нский монастырь — православный русский женский монастырь на вершине Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Находится в ведении Русской Духовной Миссии Русской Православной Церкви За границей, которая здесь и расположена. В монастыре 46 насельниц, среди них русские, палестинки, румынки, эстонки, немки и австралийки.
На территории монастыря находится место где, согласно преданию, стояла Богородица во время Вознесения, а также место Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.
Трапезный храм монастыря освещён в честь святого праведного Филарета Милостивого.
Монастырь занимает 5,4 га, протяженность ограды 1,5 км; со всех сторон окружён плотной арабской застройкой. Имеются два кладбища, масличная и сосновая рощи.


На месте, где вознёсся Христос построена часовня Вознесения сооружена в эпоху крестоносцев.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке , архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения.

После землетрясения 1834 года часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест. С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

Мусульмане были согласны забрать святую Елеонскую гору от православных греков и русских и передать её в ведение армянам. По получении жалобы император Николай I распорядился принять необходимые меры. 8 сентября 1838 года в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» . Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 году «греки и католики разрушили до основания» армянские постройк и.


Напротив западного входа, в полу часовни находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса , где этот след и сохраняется поныне» .

Стопа Спасителя , или «стопочка » — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её» .


Древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мёртвых .
В настоящее время на горе насчитывается не менее 150 000 могил, некоторые из которых приписываются ветхозаветным персонажам.

На Елеонской горе имеются так называемые Могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария;

На Елеонской горе находятся многие христианские святыни, например Гефсиманский сад , гробница Девы Марии , русский монастырь Марии Магдалины .


Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании ; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы. Традиционно почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место - что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь

В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив . Исследование, проведенное Национальным Исследовательским Советом Италии в 2012 г., показало, что некоторые из них относятся к числу древнейших, известных науке. В результате радиоуглеродного анализа старейших частей стволов трёх деревьев были получены даты 1092, 1166 и 1198 н.э. Тесты ДНК показывают, что деревья были изначально высажены от одного родительского растения.

С 1681 года Гефсиманский сад находится в собственности католиков францисканцев, в 1848 его обнесли каменной оградой.

Ккатоликам в Гефсимании принадлежит Церковь всех наций. В этой Церкви могут служить мессы христиане всех конфессий с разных уголков мира. Она построена в 1919 —1924 годах. Перед алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.

В храме всегда полумрак, в память того, что события, которым он посвящен, происходили ночью . На потолке изображены 12 гербов государств, пожертвовавших деньги на её строительство.

Чуть севернее Гефсиманского сада находится православная церковь Успения с гробницей Богородицы, построенная в XII веке на месте где в 326 году святая Елена воздвигла первую церковь. Согласно преданию в ней также находятся гробницы родителей Богородицы Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. В самой нижней части храма находится гробница, в которой апостолы похоронили Деву Марию. Гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, и в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви и Армянской апостольской церкви.

Русская православная церковь Святой Марии Магдалины построена в 1885—1888 годы императором Александром III в память его матери императрицы Марии Александровны. Является образцом русской архитектуры московского стиля, увенчан семью луковичными куполами . Внутри иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом, пол выполнен из разноцветного мрамора. В храме имеются иконы кисти Василия Верещагина. При храме находится женский Гефсиманский монастырь Вифанской общины Воскресения Христова Русской Зарубежной Церкви .

Елеонская гора, это место молитвы Христа, место его вознесения на небо и место погребения Божъей Матери.

Паломничества

23 Декабря 12 Протоиерей Геннадий Беловолов

Куда смотрел Спаситель во время вознесения на горе Елеонской...

Посещение Святой земли требует от паломника прежде всего большого смирения. Во многих святых местах делаешь для себя открытие, что они отнюдь не принадлежат православным, некоторые находятся в пользовании нескольких конфессий, некоторые принадлежат католикам, но самое большое недоумение переживаешь когда видишь, что святое место вообще не принадлежат христианам. В таких случаях трудно найти какое-то духовное логическое объяснение, которое как-то успокоило бы разум, и приходиться только смиряться перед этой тайной промысла Божия.

Пожалуй, самый яркий пример такого факта является часовня на месте вознесения Господня. Эта христианская святыня расположена неподалеку от Русского Елеонского монастыря, что удивительно, чуть ниже от вершины. Но принадлежит она мусульманам. При входе мы узнали, что за возможность ее посещения необходимо заплатить. Наш путевод сделал это централизовано, так что каждому не нужно было доставать кошелек, однако общее духовное впечатление это отнюдь не умножает. Внутри арабы, так сказать, хранители святого места, стали сразу предлагать нам «сувенирную продукцию», покупать которую почему совсем не хотелось.

Виною тому являются некоторые совпадения в вероучении с мусульманами. Мусульмане не верят в воскресение Христа и поэтому не претендуют на храм гроба Господня, но они считают, что Иисус был взят живым на небо и поэтому для них это место важное место поклонения.

Сейчас эта часовня представляет большой круглый замкнутый двор в центре которого стоит часовня Вознесения. Как здесь рассказывают, здесь был большой монастырский комплекс, воздвигнутый еще по указу царицы Елены и получил название Имвомон. Первый храм на месте Вознесения относят к средине VI века. Он был построен в виде восьмигранной ротонды, изображая собой круг апостолов, среди которых вознесся Господь. Центральная часть храма была сооружена по воспоминаниям древних паломников «без крыши и без сводов и стоит под открытым небом на чистом воздухе». Это было сделано для того, чтобы молящиеся во время службы на праздник Вознесения созерцали то же самое небо, куда вознесся Господь». Надо сказать, что в определенной мере этот эффект присутствует и сегодня: когда ты стоишь внутри двора перед часовней, из-за высокой стены здесь ничего не видишь - кроме неба. Отсутствие же здесь каких-либо украшений и изображений также делает единственной достопримечательностью само небо.

Нынешняя часовня воздвигнута во времена крестоносцев и имеет черты романской архитектуры. Она лишена каких-либо христианских символов. Впрочем, креститься здесь никто не запрещает. Чтобы не торопиться мы пропустили вперед себя группу туристов. Часовня внутри представляет полную ротонду без углов. В ней нет никаких изображений, никаких икон, не горят свечи. Внешне ничто не выдает величие произошедшего здесь события. Поэтому здесь нельзя стоят молча, только молитва возносит ум к великому событию, которое завершило земную миссию Христа.

Для всякого христианина это не просто святое место, но еще и местом зримого догмата нашей веры. Здесь видишь зримый камень нашей веры, ведь вознесение является одним из догматов православной веры, что запечатлено в шестом члене Символа веры: «И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца». Лучше молитвы для этого места как Символ веры не придумать.

Внутри часовни мы увидели великую святыню - камень с отпечатком стопы Иисуса Христа, оставленный им в момент вознесения. Это последний след Спасителя на земле. Это камень обрамлен мраморным прямоугольным бордюром. Русские паломники с любовью называют этот камень «стопочка Спасителя». Когда прикладываешься к этой стопочке, тогда забываешь о всех внешних искушениях. Хотя это место, где апостолы расстались с Господом, однако здесь переживаешь как раз обратное чувство - встречи со Спасителем, от которой охватывает необычная радость, наверное, сродная той радости, которой радовались сами апостолы на этом месте, видя возносящегося Господа. Ведь Господь именно на этом месте сказал Свое непреложное обетование: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». А ведь именно этот смысл выражает и наша чтимая Леушинская икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Пока все наши паломники прикладывались к «стопочке», мы все вместе пели тропарь Вознесению.

Здесь мы сделали для себя два очень важных открытия. Первое состояло в том, что в часовне сохранилась, оказывается, только одна стопа Господа. Другую мусульмане еще в древности вырезали из скалы и перенесли в мечеть Аль-Акса на территории Иерусалимского храма, где положили ее рядом со стопой Магомета. То есть получается, что Своей стопой Господь всегда присутствует в том храме, где Он не раз бывал в земной жизни. И для христиан разрушенный Иерусалимский остается сугубой святыней.

Второе открытие оказалось важным для всего нашего Отечества и народа. Дело в том, что стопа Спасителя на Елеоне обращена на север, и стало быть, мы можем утверждать, что в момент вознесения Господь смотрел в сторону Русской земли. А если вспомнить, что Спаситель, возносясь, как сказано в Евангелии, «благословлял», то так же можно сказать, что его благословения были направлены в нашу строну. Здесь на Елеоне невольно вместе со Спасителем также смотришь на нашу матушку-Россию и начинаешь видеть в новом «елеонском свете». Это открытие приоткрывает тайну промысла Божия в будущих судьбах мира: именно на севере возсияла величайшая христианская империя в истории человечества и имя ей - Россия. Может быть, в этом нужно искать объяснение того факта, что празднуемая сегодня Державная икона Божией Матери явилась именно в Вознесенском храме в Коломенском.

Вот так неожиданно на горе Вознесения и мы обратили наши помысли к далекой нашей Родине, которая здесь, как ни странно, духовно становиться еще ближе к твоему сердцу.

В виде маленького греческого храмика, не до конца вытесанного из каменного куба, сделана гробница другого Захарии, забитого камнями за свои пророчества.

Гробница Авессалома.

А рядом с ним — «Рука Авессалома», склеп якобы того самого непокорного сына Давидова, воздвигнутый им еще при жизни. Очень уж он хотел оставить о себе память, а сыновей не имел. В нее до сих пор традиционно кидают камни, стращая детишек: «Вот Авессалом - он плохо себя вел. Не будешь отца и маму слушаться - и твою могилку камнями закидают!»

Живые: в служении Богу

Если турист или паломник выразит желание посетить монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме, ему придется уточнить, какой именно. Здесь служат Господу много и разнообразно.

  • Возле дороги от Пещеры пророков вниз, в Гефсиманию, стоит монастырь францисканцев Dominus Flevit (Господь плачет). Здесь Сын Человеческий, входя в Иерусалим, заплакал о будущей судьбе города.
  • Рядом с часовней Вознесения находится обитель сестер-кармелиток Pater Noster (Отче наш) . Археологи-католики полагают, что она стоит на месте разрушенной базилики Елеона, где некогда была часовня крестоносцев XII века, посвященная Господней Молитве, которой Иисус где-то здесь научил своих учеников. Хоть монастырь и католический, в нем находится прямое доказательство, что Господу служат не только на латыни. И монастырская церковь, и гробница основательницы обители княгини де ля Тур д’Овернь украшены белыми панелями с текстом Молитвы на разных языках. В 1872 г. здесь были тексты на 36 языках. Сейчас - на 140. Русский текст «Отче наш» тоже там.
  • Монастырь прп. Пелагии - напротив часовни Вознесения.
  • Спасо-Вознесенский женский православный монастырь на Елеоне основан в 1905 г., и уже к началу Первой мировой войны в нем жило более 100 сестер. До его заложения, в 1870-х гг., Русская духовная миссия инициировала здесь раскопки - обнаружены были мозаичные полы церквей византийского времени, пещеры для захоронений и даже бюст Ирода Великого. Важнейшей находкой стали остатки часовни Обретения главы Иоанна Крестителя IV века - теперь это монастырская святыня.
  • При обители построен был храм Вознесения - автор проекта, глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин назвал его «маленькой Св. Софией».
  • Колокольня Вознесенского собора — «Русская свеча », построенная итальянцем Антонио Лангодорки - самое высокое церковное здание Иерусалима. В ней 64 м.
  • Есть и лютеранский храм Вознесения на Елеонской горе, построенный в романском стиле, с роскошным убранством, органной музыкой и высокой колокольней. Здесь место служения Господу - больница Августа Виктория, названная в честь супруги германского кайзера Вильгельма II, которая покровительствовала Елеонской горе и занималась благотворительностью.

Гефсимания: последние дни Иисуса.

Гефсиманский сад Евангелие называет местом, где пребывал Сын Человеческий между жизнью, смертью - и Вечной жизнью.

    • Здесь сохранился Гефсиманский грот, где Он встречался с учениками на Тайной вечере - и где предал Его Иуда. На полу грота - след кровавого пота, растопившего камень. Сейчас в Гефсиманском гроте - действующая подземная церковь.
    • В Гефсиманском саду в 1924 г. францисканцы построили Базилику агонии Господней, которую еще называют - так как сооружена она была на средства католиков 12 стран мира, в честь них у церкви 12 куполов. Главная святыня Храма Всех Наций - расположенный в алтаре и огороженный коваными терновыми венцами камень, на котором Иисус совершал Моление о чаше . Так как церковь католическая, другие христианские конфессии, желающие провести свои службы в Гефсиманском саду, делают это на открытом алтаре возле храма.
    • Гробница Богородицы и Церковь Успения находятся у подножия западного склона Елеона.
      Считается, что Богоматерь скончалась в Иерусалиме в 57 г., и ученики Христа захоронили ее в семейной гробнице, рядом с родителями и мужем. А незадачливый Фома (тот самый, по прозвищу Неверующий) как-то умудрился опоздать на погребение и явился проститься с Марией спустя три дня. Попросил открыть гроб… а прощаться оказалось не с кем. Тело отсутствовало - Мать ушла к Сыну. После такого вряд ли останешься неверующим.Нашла эту погребальную пещеру св. царица Елена, она же построила над ней первую церковь Успения Богородицы в 326 г. Далее церковь перестраивалась и неоднократно разрушалась, но Гробницу мусульмане не трогали никогда: для них в ней покоится мать пророка Исы. Да и пророк Мухаммад в своем чудесном полете из Мекки в Иерусалим видел в ночной тьме свет, который лился из Гробницы. После поражения крестоносцев в 1187 г. султан Саладин разрушил церковь, но не тронул Гробницу. С тех пор за ней ухаживали братья ордена св. Франциска. А сейчас она - в совместном ведении Греческой, Армянской, Сирийской и Коптской православных церквей - и мусульман, у которых здесь даже есть своя молельня.
  • Неподалеку от места упокоения Богоматери стоит православная церковь св. Марии Магдалины, первой увидевшей воскресшего Сына Человеческого. Этот храм выглядит родным для глаз русского человека: московский стиль, колокольня шатром и золотые луковицы куполов. Все иконы и фрески здесь - русского письма, к ним приложил руку даже художник В. Верещагин. Храм был освящен в 1888 г., во время празднования Крещения Руси.
  • Часовня Последнего Чуда — Храм Вознесения на Елеонской горе, небольшая, с круглым куполом - все, что осталось от храма, называемого еще Имвомон и построенного в IV в. римлянкой-христианкой Пименией на месте самого последнего чуда воскресшего Сына Человеческого на земле - Вознесения на небеса. Крест Имвомона виден был из долины Кедрона, свет фонарей, освещавших его террасу - в Иерусалиме. Но время не пощадило древний храм. Внутри часовни - камень с отпечатком ступни Сына Человеческого. Считается, что камень этот невозможно сдвинуть с места. И он не стирается от прикосновений рук - ну, раз уж не стерся до сих пор, а ведь здесь перебывало несметное множество паломников.
    Русские паломники, глядя на отпечаток стопы, направленной на север, горячо верили, что Иисус при Вознесении обратился лицом к России и даже благословил ее.

Возле часовни Вознесения нужно пройти около 200 м, чтоб попасть на смотровую площадку. Вид с горы открывается потрясающий: на востоке можно увидеть , Мертвое море, вершины гор Моав; на западе - Иерусалим во всем его великолепии. Именно отсюда можно сделать отличные фото горы Елеонской - во всяком случае, двух других ее вершин.

Глядя на юго-восток, вы увидите гору Искушений (ту самую, где строили свои языческие храмы жены Моисеевы), глядя на север - гору Скопус. На иврите и арабском она называется по-другому, дословно — «гора обзора» или «гора наблюдателей». А вот «Скопус» — слово греческое, впоследствии латинизированное. И означает оно «цель, мишень». Скорее всего, это прозвище горы пошло от римлян, чьи легионы всегда располагались на этой удобной стратегически высоте. А «целью и мишенью» был, разумеется, Иерусалим. К сожалению, не так уж давно вооруженные силы Иордании считали точно так же, как некогда римские легионы. Сейчас Скопус находится в пределах муниципальных границ Иерусалима.

Или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме.

В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (632-634).

Имвомон

Паломница Эгерия (IV в.) упоминает Имвомон в своём дневнике при описании празднования Богоявления:

«Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо».

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 г., писал, что это

«большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей».

Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона.

«совершенно круглый, диам. 28 м из двойного портика на 3-х рядах колонн. Купола не было: молящиеся созерцали из храма то самое небо, куда вознёсся Спаситель… Так как она принадлежит теперь последним завоевателям мусульманам, она лишена внутри всяких украшений и изображений; камень со следом Стопы Христовой окружен мраморной рамкой. Здание увенчано арабами характерным магометанским куполом, но без полумесяца».

еп. Мефодий (Кульман). Святая Земля. - Париж, 1961

В 1959 г. францисканцы организовали археологическую экспедицию под руководством В. Корбо.

Были вскрыты остатки фундамента, по которым диаметр церкви был определён примерно в 25 м. Исторические описания постройки Аркульфом в целом подтвердились.

Терраса, с которой открывался вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к . Крест, венчавший Имвомон, должен был быть заметен издалека, из Кедронской долины, а освещавшие портик и террасу фонари должны были быть видны из Иерусалима.

Археологи также нашли посвятительную надпись с упоминанием имени Иерусалимского патриарха св. Модеста, который решил восстановить Имвомон, разрушенный персами в 614 г. Однако отстроил его Модест в более скромном виде и не точно на прежнем месте.

Касательно первоначального положения священного камня имеются разные мнения. Аркульф писал, что он был огорожен

«большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха»

Аркульфа рассказ о св. местах. - С. 77.

Его описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище («Купол скалы»). Поскольку этот монумент (не мечеть) был построен позже, чем Имвомон (в 685-691 гг.), выдвигается предположение, что за образец был взят камень Вознесения, виденный Аркульфом.

Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был .

Посетив храм Вознесения в 1106 г., он указал расстояние от до вершины Елеонской горы в 3 полёта стрелы, а до Елеоны - в 1 полёт. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 м). По его описаниям,

«Место Вознесения Господня находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознёсся Христос. И всё то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане».

«Хождение» игумена Даниила в Св. Землю… - С. 46-47

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания - октагон (восьмиугольник) или ротонда.

Уцелевшая до нашего времени была частью комплекса Храма Вознесения на Елеонской горе.

Иерусалим имеет многовековую историю. Он вмещает в себе огромное множество памятников культуры и архитектуры. Главными достопримечательностями, привлекающими туристов, являются его святыни. Иерусалимская земля - священное место, по ней когда-то ходил Иисус Христос.

Для многих верующих большое значение среди исторических мест имеют Елеонская гора, храм Вознесения и пр.

Местоположение горы

Елеонская гора еще называется Масличной. Представляет она собой возвышенность, протянувшуюся с севера на юг напротив восточной стены Старого города Иерусалима. Иными словами, она находится между Кедронской долиной и старым великим городом.

В древние времена эти места были густо засажены маслинами, от них и пошло такое название.

Елеонская гора в Иерусалиме: описание

Гора имеет 3 вершины: южную, которую называют горой Соблазна; северную - Малая Галилея; центральную (самую высокую) - гора Вознесения. На каждой из них расположены исторические значимые монастыри, храмы и прочие сооружения. На вершине Скопус располагается кампус Еврейского университета. На второй вершине - центр лютеранства и госпиталь Августы Виктории. Вознесенский монастырь разместился на третьей вершине, где также находится и арабское село под названием Ат-Тур. Кроме того, на этой же горе размещено древнейшее священное Еврейское кладбище, где похоронены лишь избранные.

Елеонская гора (фото которой можно увидеть в статье) хорошо видна со старинной части Иерусалима, она отделена от города довольно глубокой Иосафатовой долиной.

Упоминание в Библии

Елеонская гора (Масличная) неоднократно упоминается в Библии. Именно здесь Давид поклонялся Богу, здесь же он был назначен царём Израиля.

Особенно важное место отведено горе в пророчестве о конце света. Ее существование никогда не позволяет забыть о предстоящем Страшном суде. По Новому Завету Елеонская гора - это место, где после распятия Христа произошло его вознесение. Здесь и была произнесена знаменитая Елеонская проповедь.

Святые места

Елеонская гора на своей территории разместила довольно много святых мест, каждое из которых имеет свою историю и религиозное значение. Здесь можно посетить грот, куда, согласно древнейшим преданиям, удалялся Иисус для совершения молитв. Вблизи лежит знаменитый камень, на котором сидел Сын Господа во время прихода к нему Иуды с поцелуем. Когда-то здесь стояла церковь.

Южный склон имеет пещеру - важный объект для общины евреев. Здесь лежат захоронения пророков Аггея, Захария и Малахия. Подобные христианские святыни можно увидеть и на западном склоне у Гефсиманского сада и монастыря Марии Магдалины. Приезжают к гробнице Девы Марии для поклонения.

Главная достопримечательность русского участка - 7-главый вышеупомянутый храм Марии Магдалины, отстроенный в новорусском стиле. Через этот участок имеется возможность подняться по крутой тропинке к самой вершине горы - к точке Вознесения Господня. Самая высокая часть горной вершины открывает невероятные по красоте виды на древнейший город Иерусалим.

Церковь Вознесения

Храм Вознесения на Елеонской горе (Имвомон) первоначально был построен в 330-378 гг. Пименией (римлянка). Это и есть место вознесения Христа.

В 614 году персы его разрушили, после чего в 632-634 годы он был вновь отстроен Модестом (иерусалимский патриарх), а затем опять разрушен. Окончательно храм был восстановлен крестоносцами в виде восьмиугольника.

После сильного землетрясения, произошедшего в 1834 году, часовня была отремонтирована православной греческой, католической и армянской общинами Святых мест.

Монастырь Вознесения на Елеонской горе имеет красивую белоснежную колокольню. Ее часто называют «Русской свечой». Это красивое величавое христианское сооружение имеет высоту 64 метра. Строилась церковь в 1870-1887 годах. Колокола для монастыря отливались в России на пожертвования народа. Главный колокол (вес - 5000 кг) был заказан соликамским купцом А. Рязанцевым. Однако, когда пароход, перевозивший колокол, причалил к берегу у порта Яффы, турецкие власти запретили вводить этот колокол в Иерусалим. После этого русские паломники (в основном женщины) волоком тащили колокол к месту его назначения.

Следует отметить, что с 1894 года в церкви Вознесения покоится Антониан Капустин (архимандрит), выполнявший в Палестине русскую духовную миссию. Имя его стало известно благодаря древнейшим находкам на этой Святой Земле.

Гефсиманский сад

Елеонская гора имеет множество исторических мест не только на своих вершинах, но и в окрестностях. У самого подножия горы раскинулся чудесный сад - Гефсимания. Пересекается он с дорогой, соединяющей Елеонскую гору с Кедроном (ручей). По мнению евангелистов, именно здесь Иисус произносил молитвы перед предательством Иуды.

В давние Библейские времена сад имел большие размеры, а сейчас осталась от него лишь небольшая часть. Но здесь и сейчас растут старые оливы, возраст которых составляет примерно 800 лет - самые древние в мире представители данного вида растений. Есть мнение среди христиан, что деревья эти имеют значительно больший возраст. Им очень хочется верить, что ещё сохранились деревья, являющиеся свидетелями событий времён Иисуса Христа (2000-летней давности).

Название сада происходит от древнееврейского слова. Оно обозначает давильный пресс для приготовления масла из плодов оливы.

Священное кладбище

Об этом месте часто упоминается в литературе. С древних времен считается, что, как только Иисус вновь вернется на землю, он поднимется на гору Масличную, чтобы оттуда воскрешать умерших. Верующие думают, что самыми особенными являются те участки, на которые падает тень от стен крепости. Этот священный склон горы многие века под белыми надгробными плитами хранит прах огромного множества усопших. Заложено это кладбище ещё в эпоху Первого Храма.

Сегодня здесь находится примерно 150 тысяч могил, имеются захоронения граждан бывшего СССР и России. Следует отметить, что число могил здесь продолжает расти.

Панорамные виды

Елеонская гора открывает великолепные виды на окружающую ее обширную территорию. С обзорной площадки можно увидеть живописные пейзажи Иерусалима. Добраться до нее можно по крутой лестнице с 214 ступеньками, ведущими высоко вверх, где возникают незабываемые впечатления, надолго сохраняющиеся в сердцах даже самых заядлых и искушённых путешественников. На этом месте можно ощутить дух древнейшего города и вечность его уникальной истории.

С этой высоты видны великолепные зеленые ряды деревьев, множество жёлтых зданий, вдали сверкает ослепительными бликами золотой купол мечети халифа Омара.

Поодаль виднеется здание Гефсиманской обители, являющейся Вифанской общиной. Рядом с ней расположилась православная церковь с золотыми куполами, носящая имя Св. Марии Магдалены.

Заключение

Гора Елеонская в Израиле - важный объект для всей мировой культуры. Это не только памятник истории и архитектуры, это святое место с огромным количеством исторических и архитектурных достопримечательностей интересных и важных для представителей разных религий.

Посетить эту местность и прикоснуться к древним реликвиям мечтает каждый, кто истинно верит в святое. Миллионы паломников со всех концов мира ежегодно приезжают в древний Иерусалим ради возможности ощутить дух тех значимых времен и поклониться Святой Земле.

ВАЗ-2107