Кто написал произведение узник. А

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

10. Стихотворение "Узник" занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина, так как отражает гражданскую позицию не только автора, но и большинства свободомыслящих людей. Под его влиянием многие писатели и поэты создавали свои произведения ("Узник" М.Ю.Лермонтова).

«Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.

Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.

Вконтакте

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником . Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование . Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.

Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф . Все они соединены между собой одной сюжетной линией .

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе , которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению . Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

Особенности текста:

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором . Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно . Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку , причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации , переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий . Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.

Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм . Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна . При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице , находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века . Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода . «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека , состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты , создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение - символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.

Тема - свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.

Жанр - лирический, можно отнести к романтическому направлению

Стихотворный размер - стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Антитеза - «темнице сырой» - «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…» , «Сижу за решеткой в темнице сырой» - «…орел молодой» .

Олицетворение «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» .

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни - все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения - борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» .

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая - тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть - это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр

Жанр стиха - лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма - «за тучей белеет гора» , «синеют морские края» , гуляет ветер.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер - амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно - одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки - парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе : в нем противопоставляются сырая темница - простору («темнице сырой» - «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник - вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» - «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение : грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Также используются олицетворения : «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» .

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

«Узник» Александр Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Создавалось стихотворение «Узник» в период Южной ссылки Пушкина, под влиянием гнетущей атмосферы канцелярской службы в Кишиневе. После дома Раевских, где поэт гостил до переезда в Кишинев, последняя стала казаться ему мрачным и унылым заточением.

В этот период поэт находился еще под влиянием романтизма, поэтому стихотворение полностью выдержано в рамках этого направления. Важное место в стихотворении отведено личным переживаниям поэта, внутреннему миру, уводящего его далеко от реальности. Ссылка напоминает ему темницу, а он сам чувствует себя узником в этой темнице.

В стихотворении проявляется мастерство поэта скупыми штрихами создавать полноценную живую картину. Одной строчки поэту достаточно, чтобы перед глазами читателя возник образ холодной и унылой темницы: «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.

Не случайно в качестве товарища выбран поэтом орел. Эта гордая птица символизирует свободолюбие и непреклонность. Более того, он тоже знаком с неволей: «Вскормленный в неволе орел молодой». В этом отношении орел близок к поэту. Стремление к свободе настолько сильно, что воображение рисует поэту белеющие за тучей горы и синеющие морские края.

Поэт зол на тех людей, кто лишил их свободы. Ему горько осознавать, что там, где есть человек, невозможна полная свобода. Он настолько измучен лишениями, что хочет улететь птицей в края, куда еще не ступала человеческая нога, «Туда, где гуляем лишь ветер…да я!».

Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.

ВАЗ-2105