Учет основных средств в учреждениях. Федеральный стандарт "основные средства"

С 1 января 2018 года должны вступить в силу 16 из 45 запланированных федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе и ФСБУ «Основные средства». Он утвержден еще в 2016 году, и у бухгалтеров было время ознакомиться с ним. Однако новый стандарт до сих пор вызывает много вопросов. Попробуем разобраться, что нового появится в учете основных средств.

Новое в терминологии

Пока не вступил в силу ФСБУ «Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), учет объектов основных средств регулирует только Инструкция № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н ) . Документы заметно различаются, но федеральный стандарт не отменяет Инструкцию. Минфин России уже начал вносить в нее необходимые корректировки (Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н). И эта работа продолжается.

Федеральный стандарт содержит несколько принципиально новых понятий, разница прослеживается и в толковании имеющихся терминов. Например, понятие «амортизация» давно знакомо бухгалтерам как величина стоимости актива, поэтапно относимая к расходам в течение срока полезного использования объекта учета. В федеральном стандарте дополнительно появляется термин «накопленная амортизация». Он означает общую сумму амортизации, исчисленной за определенный период использования актива (период может быть ограничен датой проведения операции с активом и (или) отчетной датой) с учетом простоев, то есть общую величину начисленной амортизации с момента постановки объекта на учет до момента продажи/списания или какой-то произвольной контрольной даты.

Стандарт также вводит термины, касающиеся оценки объектов ОС:

  • обменные операции — передача или получение активов в обмен на деньги или иные материальные ценности, а также в счет выполненных работ, услуг, переданных прав на пользование имуществом. Важно: обмен производится по стоимости, соотносимой с рыночными ценами;
  • необменные операции — получение или передача основных средств безвозмездно или по незначительным по отношению к среднерыночным показателям ценам.

В первом случае оценкой объекта будет считаться сумма фактических затрат. В ситуации с необменными операциями в качестве первоначальной устанавливается справедливая стоимость объекта. Такой подход устанавливает реальную стоимость активов и позволяет анализировать эффективность вложения денежных средств.

В бухучете по решению учредителя бухгалтер часть объектов может отражать по первоначальной стоимости, а часть — по справедливой стоимости, что должно быть указано в учетной политике.

  • переоценку ОС до справедливой стоимости;
  • процедуру обесценения.

ФСБУ предлагает и новые принципы группировки основных средств. Из сравнительной таблицы видно, как стандарт меняет приоритеты объединения объектов:

101.09.000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

Объекты ОС можно перемещать из группы в группу — реклассифицировать. Стоимость объектов при этом не меняется. Бухгалтер должен одновременно отразить в учете факт выбытия из одной группы и факт включения в другую.

Альтернатива есть: методы начисления амортизации

Разработчики федерального стандарта к имеющемуся линейному методу начисления амортизации добавили еще два — метод уменьшаемого остатка и начисление пропорционально объему продукции. Какой из методов применять, зависит от целей и порядка эксплуатации объекта.

  1. Линейный метод подразумевает равномерное начисление постоянной суммы амортизации в течение срока полезного использования актива (СПИ). Сумму ежемесячного платежа получить довольно просто: первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка опирается на остаточную стоимость объекта на начало отчетного года, при этом в расчет берутся коэффициент ускорения и срок полезного использования. Согласно требованиям ФСБУ коэффициент ускорения может быть в промежутке от 1 до 2, а для основных средств, приобретенных по договору лизинга, — от 2 до 3. Метод уменьшаемого остатка удобно применять к быстро устаревающей цифровой технике или оборудованию, которое используется в условиях агрессивной среды или высокой сменности. Также метод рекомендуется для бытовых приборов (холодильников, печей и т.п.).
  3. Последний метод — расчет амортизации пропорционально объему продукции — учитывает ожидаемую эффективность использования актива. То есть чтобы оценить размер амортизации, необходимо иметь исчисляемые количественные данные о производительности объекта. При этом начисляется нулевая амортизация, если производство остановлено или на какой-то период актив выведен из эксплуатации. Наиболее ярким примером для такого метода начисления амортизации может стать автомобиль, который имеет определенный максимальный и фактический пробег.

Важно понимать, что, какой бы способ ни выбрало учреждение, сумма амортизационных начислений будет влиять на себестоимость продукции, работ, услуг (109XX счета).

Учреждение вправе выбрать тот способ начисления амортизации, который больше прочих способствует получению экономических выгод, и должно отразить это в своей учетной политике. ФСБУ «Основные средства» не запрещает использовать разные методы. При этом если цель использования объекта меняется, то учреждение в начале отчетного года должно проверить себя, подходит ли применяемый метод. При смене метода прошлые начисления не перерасчитываются.

Стандарт не позволяет приостанавливать начисление амортизации ОС, когда объект простаивает, или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания). Исключение — когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Обратите внимание, что изменились границы первоначальной стоимости основного средства, которые позволяют списать его на забаланс (до 10 000 рублей), или начислить амортизацию 100% (от 10 000 до 100 000 рублей), или списывать амортизацию согласно выбранному методу (от 100 000 рублей). Ранее эти границы были установлены в пределах 3 000 и 40 000 рублей.

Традиционно есть исключения для библиотечного фонда — 100% амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию объекта учета, если его стоимость до 100 000 рублей. Граница в 10 000 рублей для определения правил начисления амортизации библиотечного фонда отсутствует.

Таким образом Минфин приближает правила бухучета к налоговому учету.

Еще одно удобное новшество в учете основных средств — возможность рассчитывать амортизацию отдельно на разные структурные части. Впрочем, учреждение может объединить части в единый объект имущества, если методы начисления амортизации и сроки полезного использования совпадают. Например, библиотечные фонды или мебель с одинаковым сроком полезного использования можно объединить в один инвентарный объект. Это значительно упрощает учет основных средств, особенно если их у учреждения много.

Объекты, которые до начала действия стандарта поставлены на учет по отдельности с персональными инвентарными номерами, учитываются в прежнем порядке. А вот новые однотипные объекты учреждение может принять как один инвентарный объект.

Изменения в отчетности

С 1 января 2018 года при составлении отчетности бухгалтер должен будет представлять подробную информацию по каждой из групп основных средств: сумму балансовой стоимости и накопленной амортизации, выбранные методы расчета амортизации и определения сроков полезного использования и др. Кроме того, необходимо будет представить сравнительные данные по остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода. Подробно данные сведения излагаются в Пояснительной записке (0503160, 0503760), представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому предположительно в течение 2018 года появится как дополнительная аналитика в счете 101XX, так и новые строки в формах 0503168, 0503768, а также возможно баланса 0503130, 0503730.

Все вышеперечисленные изменения в бюджетном учете обязательно найдут свое отражение и в , где появятся различные методы начисления амортизации, будут учтены условия деления ОС на группы и отражены границы первоначальной стоимости основного средств.

44 224 просмотра

Какими документами нужно руководствоваться при ведении бухгалтерского учета основных средств до внесения поправок в инструкции № 157н , 162н , 174н , 183н ?

Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях в 2018 году, являются:

– СГС «Концептуальные основы» ;

– Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02‑07‑07/79257;

– Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 (далее – Письмо № 02‑07‑07/84237);

– инструкции № 157н, 162н, 174н, 183н и иные нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях госсектора. При этом до внесения в указанные документы поправок (в части приведения их в соответствие нормам федеральных стандартов) применяются только положения, не противоречащие действующим нормативным правовым актам .

Таким образом, до внесения изменений в названные инструкции и иные нормативные правовые акты в целях перехода на новые правила ведения учета основных средств следует руководствоваться, в частности, указанными федеральными стандартами и разъяснениями финансового ведомства.

Что необходимо предусмотреть в учетной политике на 2018 год в части учета основных средств?

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 2, 3 Письма № 02‑07‑07/84237, в учетной политике на 2018 год в части ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо предусмотреть:

1) способы амортизации относительно групп объектов основных средств;

2) особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;

3) порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;

4) порядок определения стоимостных оценок объектов имуще­ства, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств;

5) особенности ведения учета комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (в том числе определение состава такого имущества, критерии отнесения имущества к данной категории);

6) порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации составных частей объекта основных средств (объектов группового учета, комплекса);

7) порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств;

8) особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например, объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.);

9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых;

10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах;

11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств.

В целях получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть следующую аналитику по объектам основных средств (п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237):

– получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

– передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);

– получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

– передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);

– в эксплуатации;

– в запасе;

– на консервации;

Каким критериям должны соответствовать материальные ценности в целях их признания объектами основных средств в соответствии с СГС «Основные средства»? Что изменилось по сравнению с прежним порядком?

В силу п. 7, 8 СГС «Основные средства» основными средствами признаются материальные ценности, соответствующие следующим критериям:

1) имеют срок полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

2) предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета при условии, что данные материальные ценности:

– принадлежат субъекту учета на праве оперативного управления (находятся во владении (пользовании)). При этом в отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрацией;

– находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда» ;

– переданы субъектом учета в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочные договоры аренды (договоры безвозмездного пользования)) с учетом требований СГС «Аренда»;

3) обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды.

Полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность (п. 37 СГС «Концептуальные основы»):

а) для использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, необязательно
обеспечивается при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);

б) для обмена на другие активы;

в) для погашения обязательств, принятых субъектом учета.

Экономическими выгодами, заключенными в активе, признаются возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами поступления денежных средств или их эквивалентов (п. 38 СГС «Концептуальные основы»).

Как и прежде, материальные ценности, признаваемые в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами, вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, основными средствами не считаются.

Новшеством с 2018 года является следующее:

1. В состав основных средств включаются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании государственного (муниципального) учреждения на условиях:

– лизинга по договорам, условиями которых лизингополучатель не определен балансодержателем;

– долгосрочной аренды с правом выкупа;

– безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;

– иных арендных отношений, относящихся в силу СГС «Аренда» к финансовой аренде.

2. Основные средства, не обладающие полезным потенциалом или способностью обеспечивать экономические выгоды, подлежат переносу на забалансовый учет (п. 8 СГС «Основные средства»).

Как вести учет объектов ОС, не соответствующих критериям их признания в качестве таковых (не обладающих полезным потенциалом и способностью приносить экономические выгоды)?

В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» и п. 3 Письма № 02‑07‑07/84237 материальные ценности, принятые к учету в составе основных средств, в отношении которых комиссией учреждения установлено несоответствие критериям их признания в качестве таковых (в отношении которых в дальнейшем не преду­сматривается получение экономических выгод (извлечение полезного потенциала)), подлежат отражению на забалансовом счете, определенном учреждением в рабочем плане счетов самостоятельно.

Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В то же время отдельные объекты имущества, которые находятся у субъекта учета не для целей их эксплуатации (не приносят полезного потенциала, не обеспечивают получения экономических выгод), но обеспечивают выполнение субъектом учета отдельных функций (являются элементом сдерживания (вооружение) и (или) поддержки основной деятельности), подлежат отражению в составе основных средств.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме № 02‑07‑07/
84237, в целях выявления объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов, комиссией субъекта учета при проведении инвентаризации определяется статус объекта, характеризующий его состояние (в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.), и целевая функция (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)).

Объекты основных средств, по которым комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета установлена неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления (несоответствие критериям актива), подлежат отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до дальнейшего определения функционального назначения указанного имущества (вовлечения в хозяйственный оборот, продажи или списания). Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится.

Учет материальных ценностей, принятых на хранение, ведется в карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043) в разрезе материально ответственных лиц по видам, сортам, местам хранения (нахождения).

При формировании учетной политики субъекту учета следует предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:

– по остаточной стоимости (при наличии);

– в условной оценке («один объект – один рубль») – при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).

Определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года – по мере необходимости.

Какие группы основных средств предусмотрены в СГС «Основные средства»? В чем различия с прежним порядком?

Группы основных средств определены в п. 7 «СГС «Основные средства». Приведем их в таблице в сравнении с прежней группировкой, предусмотренной Инструкцией № 157н (в редакции до 2018 года).

Группы основных средств, предусмотренные СГС «Основные средства», в 2018 году

Номер счета*

Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

Жилые помещения

Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения)

Нежилые помещения

Инвестиционная недвижимость

Сооружения

Машины и оборудование

Машины и оборудование

Транспортные средства

Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный

Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения

Библиотечный фонд

Основные средства, не включенные в другие группы

Прочие основные средства

*
Наименования указанных счетов предусмотрены Инструкцией № 157н (они отличаются от названий групп), номера счетов сопоставлены с группами в соответствии с Инструкцией № 157н, действовавшей до 2018 года, и согласно проекту приказа Минфина о внесении изменений в Инструкцию № 157н.

Как видим, исключена группа «Библиотечный фонд». Объекты сооружений включены в состав группы «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Введены новые группы: «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения».

Инвестиционная недвижимость – объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

В пункте 3 Письма № 02‑07‑07/84237 разъяснено, что в случае, когда материальные ценности, признанные для целей бухгалтерского учета в составе объектов основных средств, изменили исходя из новых условий их использования свое первоначальное назначение (первоначальную целевую функцию), по решению комиссии субъекта учета такие объекты основных средств реклассифицируются в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бухгалтерского учета (например, в материальные запасы).

Перевод объекта основных средств в иную группу основных средств либо в иную категорию объектов бухгалтерского учета в связи с его реклассификацией не должен приводить к изменению его стоимости как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом выбытие инвентарного объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе основных средств в случае реклассификации должно быть отражено в бухгалтерском учете одновременно.

Каков порядок начисления амортизации основных средств?

В силу п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:

1) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

2) на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

3) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;

4) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.

В чем заключаются новые методы амортизации основных средств? Можно ли предусмотреть в учетной политике несколько методов в отношении разных групп объектов?

Методы амортизации основных средств предусмотрены п. 35 СГС «Основные средства». К ним относятся:

1) линейный метод. Данный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

2) метод уменьшаемого остатка. При использовании этого метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

3) метод начисления амортизации пропорционально объему продукции. Он заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

Учреждение вправе самостоятельно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе.

Выбор метода начисления амортизации следует зафиксировать в учетной политике. При этом выбранный метод применяется относительно объекта основных средств последовательно от периода к периоду, кроме случаев изменения ожидаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта основных средств.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 7 Письма № 02‑07‑
07/84237, учреждение может применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств, предусмотрев указанный порядок в учетной политике.

Можно ли отдельно начислять амортизацию на структурную часть объекта основных средств?

В силу п. 40 СГС «Основные средства» предусмотрено начисление амортизации на структурную часть объекта основных средств отдельно от амортизации иных частей объекта, составляющих совместно с ним единый объект имущества (единый объект основных средств), независимо от того, что объект имеет один инвентарный номер.

Для целей начисления амортизации бухгалтер согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов распределяет стоимость объекта основных средств, состоящего из таких частей, между его частями.

Срок полезного использования и метод начисления амортизации структурной части объекта основных средств могут совпадать со сроком полезного использования и методом начисления амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект основных средств. В случаях, установленных учетной политикой учреждения, при определении суммы амортизации таких частей они объединяются.

Если амортизация по структурным частям объекта основных средств начисляется отдельно, то по иным частям, составляющим совместно со структурными частями объекта основных средств единый объект основных средств, амортизация начисляется самостоятельно.

В учетной политике учреждения должен быть предусмотрен порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации структурной части единого объекта основных средств.

В каком порядке ведется групповой учет объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (комплекс)?

Согласно п. 10 СГС «Основные средства» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться субъектом учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств.

Учреждения самостоятельно в рамках своей учетной политики определяют состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В пункте 4 Письма № 02‑07‑07/84237 указано: с целью объединения основных средств в один инвентарный объект (комплекс объектов основных средств) субъект учета вправе в рамках учетной политики определить, что критериями отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной стоимости являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию.

Что нужно предусмотреть в учетной политике в части отражения затрат на замену составных частей объекта ОС?

В силу п. 27 СГС «Основные средства» в случае, если порядок эксплуатации объекта основных средств требует замены отдельных составных частей объекта при условии, что данные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, предусмотренными п. 8 СГС «Основные средства», признаются активом, затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения.

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей (при условии наличия документального подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).

Учреждению необходимо закрепить в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений указанного пункта в отношении групп основных средств (например, в отношении групп «Машины и оборудования», «Транспортные средства»).

Согласно п. 28 СГС «Основные средства», когда при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также при проведении ремонтов создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 СГС «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств (либо увеличением стоимости учитываемого объекта, либо признанием самостоятельных объектов учета). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

Положения указанного пункта также следует закрепить в учетной политике учреждения в отношении учета объектов основных средств, групп основных средств.

К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами. Например, затраты на осуществление ремонта помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основного средства (п. 6 Письма № 02‑07‑07/84237).

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

В первую очередь необходимо разобраться с понятийной базой и ответить на главный вопрос, что представляют собой основные средства в 2019 году, минимальная стоимость и как она определяется.

Минимальная стоимость — это предельная величина, в соответствии с которой объекты признаются ОС.

В соответствии с ПБУ 06/01, в настоящее время имущественные объекты признаются основными средствами в том случае, если их минимальная стоимость равняется 40 000 рублей и более, и если они удовлетворяют следующим требованиям:

  • срок использования актива не менее 12 месяцев;
  • использование объекта ведется с целью извлечения финансово-экономической выгоды;
  • исключается вариант последующей перепродажи имущества;
  • их предназначение — оказание услуг и производство товаров (продукции).

В бюджетной сфере стоимостные ограничения вовсе отсутствуют. ОС в бюджетном учете может быть признан любой объект, отвечающий вышеперечисленным четырем условиям, независимо от его стоимости (п. 7 ФСБУ № 257н).

В 2019 лимит стоимости ОС равен 100 000 рублей и соответствует нормам налогового учета. Напомним, что еще в 2017 году этот лимит был равен 40 000 рублей.

Рубрика по лимиту в налоговом учете была увеличена до 100 000 рублей еще в 2016. То есть для того чтобы приобретенное имущество числилось в учете как ОС, по нормам налогового законодательства его первоначальная стоимость должна составлять 100 000 и более.

Если объект приобретался дешевле установленного лимита, то бухгалтер имеет право моментально списать такой вид ОС как малоценное имущество. Амортизация начисляется только на активы с минимальной ценой, равной или больше 100 000.

По правилам, которые установил Налоговый кодекс РФ, величину лимита нельзя урегулировать положениями учетной политики организации.

Расчет среднегодовой стоимости

Среднегодовая стоимость ОС — это величина, которая используется в процессе расчета итогового годового показателя налога на имущество. Если учреждение фактически функционировало только лишь определенное количество месяцев, для вычисления среднегодовой стоимостной величины ОС учитывают 12 месяцев — общее число месяцев в году. Согласно п. 2 ст. 379 НК РФ, среднегодовая стоимостная величина ОС определяется как сумма авансовых платежей по налогу на имущество за периоды в три, шесть и девять месяцев отчетного года. Порядок вычисления среднегодовой стоимости ОС регулируется НК РФ (абз. 1 п. 4 ст. 376 НК РФ).

Среднегодовая стоимость основных средств, формула различается в зависимости от выбранного метода расчета:

  1. Базовый: Ср. с. = (ср. с. (н.г.) + ср. с. (к.г.)) / 2; н.г. — начало года, к.г. — конец года.
  2. Полная учетная цена: Ср. с. = ср. с (н.г.) = Р1 / 12 × ср. с. (введ) - Р2 / 12 × ср. с.(выб). Р1 и Р2 — количественное значение месяцев принятия и выбытия.
  3. Исчисление налога на имущество: Ср. с. = (ср. с. (n1) + ср. с. (n2) + … + ср. с. (nn) + ср. с. (к)) / 13. ср. с. (n1) - ср. с.; (nn) — остаточная цена имущественных объектов на первое число каждого месяца отчетного периода.

Ср. с. (к) — остаточная стоимостная величина объектов на последнее число каждого месяца.

13 = 12 месяцев отчетного периода + 1.

  1. Балансовый:

Расчет среднегодовой стоимости по балансу осуществляется для целей определения коэффициентов рентабельности учреждения.

Пример расчета

26.07.2019 НКО «Электротехника» приняла решение о присоединении к НКО «Мастерская Механик». До даты присоединения стоимостная величина объектов ОС была следующей:

Дата Электротехническое оборудование
Первоначальная цена Амортизация Остаточная цена
01.01.2019 545 000 9083 535 917
01.02.2019 545 000 18 166 526 834
01.03.2019 545 000 27 249 517 751
01.04.2019 545 000 36 332 508 668
01.05.2019 545 000 45 415 499 585
01.06.2019 545 000 54 498 490 502
01.07.2019 545 000 63 581 481 419
26.07.2019 545 000 72 664 472 336

Таким образом, рассчитанная величина среднегодовой ОС составит:

(535 917,00 + 526 834,00 + 517 751,00 + 508 668,00 + 499 585,00 + 490 502,00 + 481 419,00 + 472 336,00) / 13 = 310 232,00.

Такие методы подсчета среднегодовой цены имущественного капитала также являются актуальными и для ООО, и для бюджетных организаций.

Средняя стоимость

Средняя стоимостная величина высчитывается точно так же, как и среднегодовая стоимость ОС. Этот показатель применяется для исчисления авансов по имущественному налогу за определенный отчетный период. Согласно п. 2 ст. 379 НК РФ, авансовые платежи направляются по итогам первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев.

Правила расчета показателя средней стоимости для имущественных объектов прописаны в Налоговом кодексе РФ (абзац 1 п. 4 ст. 376 НК РФ). Бухгалтеру надлежит рассчитывать среднюю стоимость следующим образом:

  • вычислить сумму остаточной цены имущественных объектов ОС на первое число всех месяцев отчетного периода и месяца, который наступит по окончании отчетной даты;
  • полученную сумму разделить на количество слагаемых из первого действия.

Из расчета исключаются сведения по ОС, которые не подлежат имущественному налогообложению или же облагаются налогом на имущество от иного актива по кадастровой стоимости.

Поясним, что такое кадастровая стоимость. Она определяется для земельного участка, находящегося в собственности организации, и представляет собой стоимостную величину объекта недвижимости, исчисленную на основании результатов государственной кадастровой оценки. Регулируется такая оценка 135-ФЗ от 29.07.1998.

Как увеличивается стоимость ОС

Принятие к учету, а также увеличение стоимости основных средств производится, согласно п. 7 ПБУ 6/01, на основании первоначальной стоимости за объекты, и эта величина не может изменяться (п. 14 ПБУ 6/01). Однако первоначальная стоимость может быть увеличена в ряде случаев:

  • достройка;
  • дооборудование;
  • реконструкция;
  • модернизация;
  • переоценка.

Согласно Приказу Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (п. 42) и Приказу Минфина РФ № 94н от 31.10.2000, расходы на обновление ОС проводятся по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и по кредиту счетов, непосредственно связанных с вышеуказанными операциями.

Восстановительная стоимость основных средств — это фактическая стоимостная величина воспроизведения объектов, определяемая на основании проведенной процедуры переоценки. Учреждение вправе производить переоценку по состоянию на конец отчетного периода, используя следующие методы:

  • индексация;
  • прямой пересчет на основании подтвержденных рыночных цен.

Текущая (восстановительная) цена имущественных объектов — это тот объем денежных средств, который необходимо уплатить учреждению по факту переоценки при возникновении необходимости замены ОС. Переоценка производится непосредственно для определения восстановительной стоимости, исходя из рыночных цен и условий восстановления по состоянию на дату переоценки.

Учет основных средств в 2018-2019 годах в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Основные средства в бюджетном учете — 2018-2019: вводная информация и изменения

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018-2019 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте .

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2016 года, а особенно логику составления проводок.

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1-9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18-26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22-26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

101 —основные средства

1 —недвижимое имущество

8 — прочие основные средства

310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте .

Отметим, что для бюджетного учета основных средств согласно приказу № 162н возможны только 2 вида финансового обеспечения: за счет бюджета (код 1) и средств во временном распоряжении (код 3).

Таким образом, казенные учреждения, госорганы и прочие организации, подпадающие под юрисдикцию приказа № 162н, не могут иметь собственные небюджетные доходы.

Основные изменения учета основных средств в 2016-2018 годах связаны с введением в действие с 01.01.2017 Общероссийского классификатора ОФ (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008).

Последние перемены в учете основных средств таковы:

  • С 2016 года кино- и фотоаппаратура в связи с сокращением срока полезного использования отнесена к 3 группе учета основных средств, и в 2016-2018 годах срок ее использования составляет 3-5 лет.
  • В 2016 году к налоговому учету ОС начали приниматься объекты с новым лимитом стоимости (100 000 руб.). Действителен этот лимит для ОС, введенных в эксплуатацию после 2015 года.
  • В 2017 году положения, отраженные в основных документах, посвященных правилам учета ОС, уточнены в отношении объектов, переданных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, а также являющиеся предметом концессионных соглашений.

Кроме того, тексты приказов № 157н и 162н, имеющие отношение к учету ОС, подверглись ряду редакционных правок.

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», который содержит 3 группировочных счета:

  • 0010611000 — для недвижимого имущества;
  • 0010631000 — для движимого;
  • 0010641000 — для учета объектов финансовой аренды.

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24-26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Основные проводки по учету основных средств при поступлении приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в пп. 7, 31, 33, 34 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310, 010641310)

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660, 020832660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730, 030232730)

Приобретение ОС

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010631310)

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты, 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310)

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию построенного здания

Кт 010611310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 040110180 «Прочие доходы»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего иного распорядителя ресурсов бюджета того же уровня, от организаций, физических лиц.

Дт 010100000 «Основные средства» (010111310-010113310, 010115310, 010118310, 010131310-010138310)

Кт 040110100 «Доходы экономического субъекта» (040110151, 040110152, 040110153)

Прочие безвозмездные поступления ОС

Дт 010140000 «Основные средства — предметы лизинга» (010141310-010148310)

Кт 010641310 «Увеличение вложений в основные средства — предметы лизинга»

Принятие к учету в 2016-2018 гг. ОС, взятых в лизинг

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)» .

По указанным ниже видам ОС амортизация отражается в 100%-ном размере при принятии к учету:

  • недвижимого имущества не дороже 40 000 руб.;
  • библиотечных объектов не дороже 40 000 руб.;
  • иных объектов движимого имущества от 3 000 до 40 000 руб.

По объектам движимого имущества не дороже 3 000 руб. (кроме библиотечных объектов) амортизация не начисляется.

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010431410-010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410-010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).

Проводка

Описание проводки в учете основных средств

Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410)

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб.

Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)

Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление

Дт 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010431410-010438410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010131410-010138410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010131410-010138410)

Продажа ОС

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Изменения в бухучете в 2018 г. затронули деятельность ИП, коммерческих предприятий и учреждений бюджетной сферы. Нововведения появились в правилах ведения бухгалтерского учета, ряд уточнений и новых положений касаются налогового учета. Некоторые отчетные документы обновились – устранен ряд «пробелов» в образцах документов, добавлены новые поля и коды.

Изменения в бухучете с 2018 года

Одно из основных нововведений – повышение МРОТ. С января его величина равна 9489 руб. Значение этого показателя получило привязку к размеру прожиточного минимума, определяемому для категории трудоспособного населения страны. Правило соотнесения МРОТ и прожиточного минимума будет актуально только в случае повышения стоимости жизни. Если прожиточный минимум скорректируется в меньшую сторону, величина МРОТ останется на прежнем уровне.

Повышение МРОТ повлечет изменения в бухучете в части расчетов по оплате труда, листкам нетрудоспособности и детским пособиям. С 2018 года временный порядок индексации детских пособий переходит в статус постоянного – размер этих социальных выплат будет корректироваться на величину инфляции ежегодно с февраля нового отчетного периода.

Изменение стандартов в бухучете

Новые стандарты учета в этом году не появились – их разработка заложена в план приказом от 07.06.2017 г. № 85н. В 2019 году прогнозируется внесение изменений в ПБУ 3/2006 и стандарт 18/02, в 2020 обновиться должны ПБУ 13/2000 и 16/02. Дополнительно на 2019 год заложено в программу внедрение в порядок бухгалтерского учета ПБУ по запасам и НМА. На 2020 г. планом предусмотрено принятие 9 новых стандартов, на 2021 – еще 4 документов.

Изменения в бухучете с 1 января 2018 затронули правила отражения операций, направленных на привлечение ресурсов некредитными финансовыми структурами. Корректировки были закреплены обновленным текстом отраслевого стандарта. Суть изменений сводится к тому, что теперь финансовым организациям некредитного направления деятельности разрешено не включать в базу расчета эффективной ставки по процентам несущественные прочие затраты. Эти расходы могут быть признаны единовременно как составляющий элемент комиссионных трат (Указание Банка России от 14.08.2017 г. под № 4495-У).

Какие изменения в бухучете в 2018 году в отношении применения бухгалтерских стандартов:

  1. МСФО 9 становится обязательным для применения. Сфера действия документа распространяется на финансовые инструменты. Этот стандарт призван заменить МСФО 39.
  2. Для кредитных учреждений обновлен порядок вычисления справедливой стоимости по финансовым инструментам. Опираться в расчетах надо на положения МСФО 13. Обязательно должен учитываться уровень активности по конкретному инструменту на финансовом рынке. Корректировке подвергся алгоритм действий при проведении расчетов по производным видам финансовых инструментов.

Изменения в бухучете бюджетных учреждений (2018)

В бюджетном секторе произошло изменение порядка составления отчетности, в том числе бухгалтерской. Начало года ознаменовалось для бухгалтеров бюджетных предприятий внедрением в учет федеральных бухгалтерских стандартов, распространяющих свое действие только на организации государственного сектора.

Изменения в бухучете с 2018 года – таблица по введенным ФСБУ:

Стандарт

Нормативный документ

Стандарт, раскрывающий основы бухучета и отчетности для учреждений в государственном сегменте

приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н

ФСБУ, посвященный основным средствам

Утвержден приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н

Стандарт учета операций по аренде

приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н

Порядок отражения операций по обесценению активов

Закреплен стандартом из приказа Минфина от 31.12.2016 № 259н.

Регламентация бухгалтерской отчетности

ФСБУ из приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н

Изменения в бухучете бюджетных учреждений затронули и применяемые ими бланки инвентаризационной документации – инвентаризационной описи с формой ведомости расхождений (Приказ Минфина от 17.11.2017 № 194н). Внесены поправки в Инструкции № 162н и № 157н.

Изменения в бухучете 2018, основанные на обновлении Инструкции 162н, затронули такие вопросы:

  1. Приведены бухгалтерские проводки, при помощи которых должно быть показано внутреннее перемещение отдельных активов из числа основных средств в случае их сдачи в аренду или передачи третьим лицам в безвозмездное пользование, при заключении договора доверительного управления или направлении объекта учета в другие места хранения.
  2. Приведен алгоритм действий по обособлению обязательств, подкрепленных исполнительными документами, при условии, что информация об источнике возникновения долга, КБК и сведения о величине обязательств не могут быть идентифицированы.

Какие изменения бухучет получил после обновления Инструкции 157н:

  • отчетность будет признана достоверной, если при ее составлении допущены неточности, которые не влияют на условия субсидирования и принимаемые учредителями решения (например, неверно определен аналитический счет по учету основного средства);
  • введено правило обособленного отражения корреспонденций по устранению ошибок, обнаруженных в прошлых периодах;
  • изменения в бухучете в 2018 г. сказались на названиях счетов 204 32, 206 61 и 206 63;
  • из Плана счетов исключили два счета – 204 51 и 215 51.
ВАЗ-2109