Схема установки колец в гур уаз. Гидроусилитель УАЗ: описание, установка, эксплуатация, обслуживание

ПРИНЦИП РАБОТЫ НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ.
Насос гидроусилителя работает постоянно при работающем двигателе. Крышка насоса имеет два резьбовых отверстия для присоединения к насосу нагнетательного и всасывающего шлангов. В центральном цилиндрическом отверстии крышки расположены встроенные клапаны: клапан расхода и предохранительный клапан. Клапан расхода ограничивает количество рабочей жидкости подаваемой в нагнетательную магистраль за единицу времени при увеличении числа оборотов вращения вала шкива диску. Предохранительный клапан ограничивает повышение давления в гидросистеме рулевого усилителя свыше нормы. Работает насос следующим образом. Рабочая жидкость через сверления в распределительном диске, образующие каналы всасывания, поступает к полостям всасывания. Пластинки при вращении ротора, прижимаясь к криволинейной поверхности статора центробежными силами и давлением жидкости, переносят жидкость из полостей всасывания в полости нагнетания, выполненные в виде выемок в распределительном диске, откуда она через сквозные отверстия в распределительном диске поступает в полость высокого давления, находящуюся между распределительным диском и крышкой насоса. Далее рабочая жидкость через калиброванное отверстие: (Волга 3,3 мм 7.3 литра в минуту; УАЗ, Соболь 4,1 мм 9 литров в минуту.) из полости высокого давления поступает в нагнетательную магистраль. Разность между этими давлениями зависит от расхода жидкости, проходящей через калиброванное отверстие сила сжатой пружины.

"При малых оборотах шкива насоса и соответственно, при малых расходах жидкости через калиброванные отверстия сила пружины, действующая на золотник больше силы, действующей на золотник в противоположную сторону и обусловленной разностью давлений, действующих в полости высокого давления и нагнетательной магистрали, поэтому золотник прижат к распределительному диску. В этом положении золотника его узкий уплотнительный буртик отделяет полость высокого давления от канала всасывания. Каналы всасывания от нагнетательной магистрали отделены широким уплотнительным буртиком золотника. При увеличении числа оборотов шкива, как только расход жидкости через калиброванное отверстие превысит заданный, усилие, действующее на золотник вызванное разностью давлений в полости высокого давления и в нагнетательной магистрали, превысит силу сжатия пружины и сдвинет золотник в сторону болт -заглушки так, что узкий уплотнительный буртик золотника окажется в зоне канала всасывания. В результате такого смещения золотника жидкость из полости высокого давления будет поступать через каналы всасывания в полости всасывания, а расход жидкости в нагнетательную магистраль через калиброванное отверстие значительно снизится. После снижения расхода разность между давлениями в полости высокого давления и нагнетательной магистрали уменьшится и пружина сдвинет золотник к распределительному диску. Периодически перемещаясь в ту или иную сторону, золотник поддерживает в заданных пределах подачу жидкости в нагнетательную магистраль при разных оборотах шкива. Как только давление в нагнетательной магистрали начинает превышать максимально допустимое значение, шарик предохранительного клапана сжимает пружину, открывая отверстие в седле, и через сквозные радиальные отверстия в золотнике клапана расхода нагнетательная магистраль соединится с каналами всасывания, и тем самым ограничится дальнейший рост давления в гидросистеме".

Ульяновский завод — производитель УАЗов

УАЗ, или Ульяновский автомобильный завод, был основан в 1941 году, через месяц после того, как началась Великая Отечественная война. В это время правительство страны приняло решение провести эвакуацию крупных заводов Москвы. В августе руководство ЗИС определило группу специалистов для поисков территории, на которой можно было бы организовать сборочное производство автомобилей и разработку новых усовершенствованных конструкций, в том числе ГУР на УАЗ. Выбор пал на берег Волги с расположившимися на нем бывшими таможенными складами.

В октябре эти помещения стали освобождаться от оставшихся там материалов, затем приступили к монтажу оборудования. Подготовительный этап занял не более двух месяцев. На вновь созданном заводе работали сотрудники ЗИС, со временем к ним присоединилась молодежь Ульяновска. Модельный ряд УАЗов продолжает развиваться. В 2005 году был выпущен UAZ Patriot, в 2008 — UAZ Pickup.

Особенности некоторых моделей УАЗ

В 1972 году Ульяновским заводом по заказу вооруженных сил был выпущен первый внедорожник УАЗ 469, который характеризуется высокой функциональностью, надежностью и практичностью. По своему внешнему виду УАЗ 469 напоминает американский джип, неудобный, но крепкий и надежный во время езды по бездорожью.

В комплектацию вездехода входит четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на III и IV передачах. Также он получил дополнение в виде двухступенчатой раздаточной коробки (демультипликатор). Данная модель потребляет меньшее количества топлива, на 100 км его расход составляет 10,6 л. От УАЗ 469 Хантеру перешла передняя пружинная подвеска, гидроусилитель руля и дисковые тормоза.

Классика — 469 модель

Преемник предыдущей модели обновленный УАЗ 31514 полноприводный, с повышенной проходимостью. Этот автомобиль отличает появившаяся металлическая крыша, рессорная подвеска, на машине устанавливаются обычные или редукторные ведущие мосты.

УАЗ 31514 был поставлен на конвейер в 1993 году. Помимо внешних изменений, модернизация коснулась и салона автомобиля. Появилась декоративная отделка, мягкая обивка, комфортные сиденья, которые можно регулировать и откидывать, подлокотники. Этот автомобиль относится к классу комфортных и неприхотливых. Чаще всего его используют в тундре или в горных районах, он принимает участие в гонках внедорожников, а также используется как служебный транспорт (скорая помощь, полиция).

Гидроусилитель руля — что это?

Нескоро конструкторы автомобилей пришли к мысли об усилителях руля. Единственным средством, позволяющим уменьшить усилие на руль, было передаточное отношение привода и диаметра баранки.

Гидроусилитель руля, или ГУР, является автомобильной гидравлической системой, частью рулевого механизма. Устройство ГУР обеспечивает продолжение работы в момент, когда происходит отказ усилителя рулевого управления, при этом руль «утяжеляется». В отечественной автомобильной промышленности ГУР впервые был установлен на ГАЗ-13 «Чайка».

Из преимуществ рулевого усилителя можно отметить легкость работы рук во время парковочных маневров — момент, когда при максимальном усилии приходится совершать много оборотов баранкой. Еще одно положительное качество ГУРа — это ослабление передачи на руль ударов из-за неровной поверхности дорог.

Недостатком ГУР, по мнению водителей, является нехватка или отсутствие на руле реактивного усилия. При установке ГУРа автомобиль теряет информативность рулевого привода. Поэтому конструкторам предстоит добиться того, чтобы при небольшой скорости руль оставался легким, а в момент набора скорости становился упругим и информативным.

Для чего нужен ГУР

Установочный комплект ГУР

ГУР устанавливается для смягчения вибрации от ударов, поступающей от колеса к рулю, снижения усилий на рулевое колесо. Такое устройство способно повысить динамические характеристики автомобиля при прохождении особенно сложных участков и не позволяет ему потерять управление в момент повреждения шин, делает поездку менее опасной. Гидроусилитель руля создает комфортные условия управления автомобилем УАЗ.

Рулевой механизм, являющийся составной частью системы ГУР, сделан по интегральной схеме. В одном корпусе с ним находится силовой цилиндр с гидрораспределителем.

Для ГУР необходимо использовать жидкость, которая рекомендована заводом-изготовителем. Надо отметить, что система не нуждается в повышенном внимании. Для ее бесперебойной работы в течение продолжительного времени достаточно будет следить за техническим состоянием составляющих ГУР. Также потребуется контролировать уровень жидкости в расширительном бачке. Менять жидкость нужно один-два раза в год.

Установка ГУР — дело достаточно простое. От мастера потребуются только усидчивость и терпение. Основную сложность представляет замена редуктора.

В систему ГУР входит насос, работающий только при включенном двигателе. На крышке насоса расположены два отверстия с резьбой для всасывающего и нагнетательного шлангов. По центру цилиндрического отверстия крышки находятся встроенные предохранительный клапан и клапан расхода. В случае выхода из строя насоса его ремонт редко является целесообразным. Это объясняется стоимостью работ, которые чаще всего превышают цену новой детали.

В процессе эксплуатации установленный гидроусилитель руля на УАЗ своими руками может начать издавать гул. Причин появления посторонних звуков может быть несколько:

  • необходимость срочной замены масла;
  • пришедшая в негодность рулевая рейка гидроусилителя;
  • вышедший из строя насос гидроусилителя;
  • повреждения приводного ремня.

Эксплуатация УАЗ в течение продолжительного времени с неработающей системой гидроусилителя руля может привести к быстрому износу рулевого механизма, в результате чего потребуется дорогостоящий ремонт.

Установка ГУР от хорошо зарекомендовавшего себя изготовителя позволяет улучшить управляемость автомобилем. Спросом пользуется установочный комплект ГУР от производителя из Стерлитамака. Многими водителями практикуется установка на УАЗ гидроусилителя руля от БМВ. В данном случае лучше выбрать ГУР БМВ 7 версии.


Гидроусилитель УАЗ: описание, установка, эксплуатация, обслуживание

  • ГУР - смягчает удары от колеса к рулю
  • ГУР - повышение безопасности в случае резкого падения давления в шинах при их повреждении
  • ГУР - повышает динамическую проходимость в экстремальных условиях
  • ГУР - снижает усилие на рулевом колесе в три раза

Принятые обозначения

ГУР - гидроусилитель руля
ВЗ - вал с золотником
Р - рулевое колесо
РМ - рулевой механизм
РМ с ГУР - рулевой механизм с гидроусилителем
РК - рулевая колонка
РУ - рулевое управление
РЭА - автомобили УАЗ-3151, 31512, 31514 и их модификации. Руководство по эксплуатации.

Краткое описание и устройство

РМ ГУР состоит из насоса с приводом от коленчатого вала, РМ с распределителем, бачка для масла и трех шлангов: нагнетательного, сливного и всасывающего. РМ выполнен по интегральной схеме: гидравлический распределитель и силовой цилиндр выполнены в одном корпусе с РМ.

Тип рулевой передачи: винт-шариковая гайка с зубчатой рейкой-трехзубый сектор. Винт РМ установлен на двух радиально-упорных подшипниках: один в картере РМ, а второй в корпусе распределителя. Шариковая гайка, выполненная заодно с зубчатой рейкой, одновременно является поршнем ГУР. Трехзубый сектор вращается в корпусе на двух радиальных роликовых подшипниках с эксцентриковыми втулками.

Гидравлический распределитель роторный, тангенсального типа, с центрирующим торсином. ВЗ распределителя размещается в осевом отверстии винта и опирается одним концом на роликовый радиальный подшипник в корпусе распределителя. ВЗ и винт связаны между собой сегментными, поперечно расположенными упорами, которые ограничивают их взаимный относительный поворот и обеспечивают их механическую связь при выходе из строя ГУР. Гидравлическое нейтральное положение ВЗ устанавливается заводом-изготовителем при сборке и фиксируется штифтом.

Комплект поставки (см. рисунок)

1 Вал карданный 1 24 Шланг нагнетающий 1
2 Бачок 1 25 Шланг сливной 1
3 Гайка опоры 1 26 Болт М6х50 1
4 Клин М8 1 27 Болт М8х20 4
5 Кольцо резиновое 1 28 Болт М8х40 10
6 Кронштейн бачка 1 29 Болт М12х30 2
7 Кронштейн насоса 1 30 Болт-штуцер М14 1
8 Надставка РК 1 31 Болт-штуцер М16 2
9 Наконечник 1 32 Гайка М6 1
10 Насос 1 33 Гайка М8 6
11 Опора РК 1 34 Кольцо медное д16 6
12 Планка 1 35 Обойма д12 1
13 Проставка 1 36 Обойма д16 1
14 Ремень О-1150 2 37 Шайба опорная д6 1
15 Рулевая колонка 1 38 Шайба опорная д8 5
16 Рулевой механизм 1 39 Шайба опорная д12 2
17 Скоба 1 40 Шайба пружинная д6 1
18 Сошка 1 41 Шайба пружинная д8 5
19 Упор 1 42 шайба пружинная д12 2
20 Хомут бачка 1 43 Шплинт 1
21 Шайба РК 1 44 Хомут на д16 2
22 Шкив 1 45 Хомут на д20 2
23 Шланг всасывающий 1 46 Масло "Р" 1,5 л

Установка узлов

Из специального инструмента потребуется ножовка по металлу и дрель со сверлом d=8,5..9.

Порядок работ по установке РМ

  1. Снять рулевое колесо, отвернув центральную гайку, с помощью съемника, специальной шайбы (используя резьбовые отверстия в рулевом колесе) или другим доступным способом. Например, с помощью жигулевского домкрата, установленного на вал и крепкого шнура, которым необходимо обвязать рулевое колесо.
  2. Снять РК в сборе с карданным шарниром. Крепежные детали карданного шарнира и стременка с гайками будут использованы для установки РМ ГУР.
  3. Отсоединить, отвернув гайку ключом на "22", рулевую тягу от сошки и, отвернув три болта крепления РМ ключом на "17". снять его. Болты крепления будут использованы для установки РМ ГУР.
  4. Посадить сошку 18 на вал РМ ГУР в соответствии с РЭА. Ключом на "27" затянуть гайку. Момент затяжки гайки 196..274 Н*м (20..28 кгс*м).
  5. Установить РМ ГУР с сошкой на раму на место РМ без ГУР. Затянуть болты ключами на "17" и "19".
  6. Присоединить к сошке рулевую тягу и закрепить ее. Затянуть гайку пальца ключом на "22". Момент затяжки гайки 58,8..78,4 Н*м (6..8 кгс*м). Зашплинтовать гайку. Можно данный пункт выполнить после заправки гидросистемы п.4.2 для того, чтобы для этого не вывешивать передние колеса.
  7. РК из комплекта расчитана на установку в автомобиль УАЗ-31519, поэтому для моделей 31512, 31514 необходимо доработать РК 15 из комплекта (Для УАЗ-31519 пункт не выполнять). Удлинить трубу РК 15 пластмассовой надставкой 8 из комплекта. Если усилие запресовки значительно или посадка надставки 8 получается прослабленной, отрихтовать трубу до д39. Надставку 8 можно также закрепить с помощью клея. Перенести в надставку контактные винт и втулку для звукового сигнала со РК, снятой с вашего автомобиля. Порядок установки деталей выключателя звукового сигнала указан в РЭА. Кроме этого необходимо срезать с помощью ножовки по металлу или другим доступным способом приваренный кронштейн РК, который будет мешать стремянке закрепляющий РК к кузову.
  8. (Для УАЗ-31519 не выполнять) Ключом на "10" закрепить с помощью болтов М6 на кузов автомобиля алюминиевую опору РК 11.
  9. Одеть на РК15 резиновое кольцо 5, шайбу 21, специальную корончатую гайку 3 и вставить все вместе в опору. Закрепить предварительно РК 15 с помощью стремянки, не затягивая гайки.
  10. Вставить между РМ и РК карданный вал 1 и, совместив его отверстие под клин 4 и определив по наибольшему диаметру входное отверстие, забить клин поз.4 легкими ударами молотка через медную или алюминиевую выколотку. Одеть на резьбу клина 4 шайбу 38, пружинную шайбу 41 и застопорить его гайкой 33 и шплинтом 43. Шлицы противоположного конца закрепить аналогично снятому вами карданному шарниру, используя теже детали.
  11. Закрепить РК 15 стремянкой окончательно так, чтобы длина между шарнирами карданного вала получилась 300..310 мм. Затянуть корончатую гайку легкими ударами по бородку.
  12. Установить рулевое колесо на РК. Подсоединить провод "масса" к РК 15. Ослабив контактный винт, отрегулировать положение контактной втулки звукового сигнала. затянуть винт.

Установка насоса

  1. Ослабить ремень вентилятора, снять вентилятор и, подставив под него на ступицу помпы проставку вентилятора 13 из комплекта, закрепить его ключом на "12" к ступице. Вместо штатных болтов использовать 4 болта М8х40.
  2. Отвернув ключом на "12" 3 или 6 (в зависимости от исполнения) болтов шкива коленчатого вала и установить на него шкив привода насоса 14 меткой момента зажигания назад по ходу автомобиля. закрепить его с помощью ключа на "12", используя вместо штатных более длинные болты М8х40
  3. Отвернуть ключом на "13" гайку крепления фильтра тонкой очистки топлива, установленного с левой стороны двигателя в передней его части, и осовбодить фильтр от кронштейна. Отвернув гайки на "13" снять с двигателя кронштейн и установить вместо него кронштейн насоса 7 как указано на рисунке
  4. Отвернуть расположенную рядом верхнюю гайку на "13" шпильки крепления насоса системы охлаждения и, установив под нее скобу 17 ушком назад, закрутить ее на место.
  5. Двумя болтами М12х30 с пружинными 42 и опорными 39 шайбами закрепить на кронштейне 7 насос 10 с планкой 12. вставить между кронштейном 7 и скобой 17 упор 19 с наконечником 9 и контргайкой М8, а кронштейн 7 с планкой 12 охватить болтом 26 с гайкой 32, шайбами 37 и 40 в соответствии с рисунком.
  6. Одеть на шкивы ремень 14 и с помощью болта М6х50 ключом на "10" отрегулировать его натяжение. Выворачивая упор из наконечника ключами "8" и "14" ограничить изгиб кронштейна 7, добиться визуальной паралельности осей вращения шкивово и проконтролировать их перпедикулярность плоскости движения ремня. Нормальный прогиб ремня 12.17 мм при нажатии на него усилием 39Н (4кгс). Ключамина "17" затянуть болты крепления насоса, на 210" планку и "14", 13, 8 застопорить упор 19 и наконечник 9 контргайкой 33.
  7. Установить в квадратное отверстие д8 фильтр тонкой очистки топлива. Ключом на 13 закрепить фильтр. Назначение большого овального отверстия - для демонтажа двигателя.

Установка бачка

  1. По кронштейну 6 разметить три отверстия д=8,5..9 на левом брызговике двигателя согласно рисунку Проверить, чтобы до данного положения бачка хватило длины шлангов.
  2. Хомутом 20 и болтом М8 с гайками33, шайбами 38 и 41 закрепить бачок на кронштейне.
  3. Просверлить отверстие и закрепить бачок в сбоер болтами 27 с гайками 33, шайбами 38 и 41 гайками вверх.

Монтаж шлангов

Перед установкой соединительная арматура, концы и внутренние полости трубопроводов и шлангов должны быть чистыми. Шланги устанавливаются согласно рисунку. Резкие перегибы и местные смятия шлангов не допускаются. Касание нагнетательным шлангом карданного вала РУ, опоры двигателя и брызговика левого крыла не допускается. Момент затяжки штуцерных болтов 49..61 Н*м (5,0..6,2 кгс*м).

Заправка гидросистемы

В качестве рабочей жидкости применяется всесозонное масло марки "Р" ТУ 38.1011282-89. Класс чистоты не грубее 13 по ГОСТ 17216-71. Объем заливаемой жидкости 1,1 л. Дублирующие марки масел: МГТ, Shell tellis 22. В исключительных случаях в качестве временной меры допускается использовать моторное масло с температурным диапазоном использования соответствующим температуре окружающей среды с полной заменой объема гидросистемы.

  1. Снять крышку маслянного бачка, залить масло до появления его над фильтрующей сеткой (не более чем на 5 мм).
  2. Не запуская двигатель, повернуть рулевое колесо от упора до упора до окончания выхода пузырьков воздуха из масла в баке. долить масло в бак. при прокачке вывесить передние колеса или отсоединить рулевую тягу от сошки.
  3. Запустить двигатель атвомобиля, одновременно доливая масло в бак. подача масла в бак должна быть не менее 5,5 л/мин для предупреждения попадания воздуха во всасывающую магистраль. В случае обильного вспенивания масла в баке, что свидетельствует о попадании воздуха в систему, двигатель заглушить и дать маслу отстояться не менее 20 мин (до окончания выхода пузырьков воздуха из масла). Осмотреть соединения шлангов с агрегатами и при необходимости устранить негерметичность.
  4. Дать двигателю поработать 15-20 сек и прокачать систему ГУР для удаления остаточного воздуха из РМ поворотом рулевого колеса от упора до упора, не задерживая в крайних положениях, по три раза в каждую сторону.
  5. При необходимости долить масло в бак. Уровень масла должен быть не ниже сетки бака и не выше ее на 5 мм.
  6. Закрыть бак крышкой, затянуть гайку крышки усилием руки. при необходимости присоедините рулевую тягу к сошке, затяните и зашплинтуйте гайку рулевого пальца.

Правила эксплуатации

  1. Не рукомендуется удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 5 сек во избежании перегрева масла и выхода из строя насоса ГУР.
  2. При выходе из строя ГУР вследствии поломки насоса, повреждении шланга или ремня привода насоса, а также при буксировке автомобиля с неработающим двигателем пользоваться РМ можно только кратковременно, до устранения неисправности.
  3. Длительная эксплуатация с неработающим ГУРом приводит к преждевременному изнашиванию рулевого механизма.

Техническое обслуживание

Дополнительно к сведениям, указанным в РЭА, обслуживание состоит в периодической проверки герметичности шлангов и их соединений, проверке состояния ограничителей поворота управляемых колес, доливке и замене масла. Вместо доливки масла в картер РМ масло доливается в бачок ГУР.

Натяжение ремня привода насоса

Нормальное натяжение ремня соответствует прогибу в середине между шкивами 12..17 мм при нажатии на него усилием 39Н (4 кгс). При необходимости натяжение ремня осуществляется перемещением насоса по кронштейну как это указано в п. 4.2. В случае обнаружения повреждения ремня или его чрезмерном растяжении ремень необходимо заменить.

Проверка уровня и смена масла

Масло подлежит замене через каждые 100000 км пробега или 2 года эксплуатации. Заправка системы выполнять в соответствии с п.6.

Свободный ход рулевого колеса

Свободный ход рулевого колеса проверяют при работе двигателя на холостых оборотах и при остановке передних колес в положение движения по прямой, покачивания рулевого колеса в обе стороны до начала поворота передних колес. Свободный ход не должен превышать 10 град. При наличии свободного хода более допустимого необходимо определить узел, за счет которого он получается увеличенный - для чего проверить: состояние шарниров рулевых тяг, зазоры в шарнирах и шлицевых соединениях карданного вала, затяжку клина крепления карданного вала. порядок устранения неисправностей указан в РЕА. При появлении зазора в шлицевом соединении карданного вала необходимо отремонтировать или заменить вал. если в результате устранить сверх допустимый свободный ход не удалось, то следует произветси регулировку РМ.

Регулировка РМ ГУР

Для выполнения регулировки РМ его необходимо снять с автомобиля.
а) Отсоединить нагнетательный и сливной шланги от РМ и закрепить их так, чтобы предотвратить полное вытекание масла из гидросистемы.
б) Расшплинтовать, отвернуть гайку на "13" до появления первой нитки резьбы и ударом по гайке выбить клин 4 через выколотку из мягкого металла.
в) Отсоединить рулевую тягу от сошки.
г) Отвернуть болты крепления РМ и снять его.
д) Закрепить РМ в тисках так, чтобы отверстия под штуцеры были внизу. поворачивая ВЗ, слить остатки масла из РМ
е) Слегка нажать рукой на ВЗ вдоль оси и покачать сошку. Если при этом ощущается осевое перемещение ВЗ, выполнить регулировку натяга упорных подшипников винта РМ.
- легкими ударами молотка по бородку осторожно выправить буртик стакана подшипника в пазы стенки картера. Стакан подшипника находиться в передней по ходу автомобиля стенке картера РМ
- поворачивая стакан по часовой стрелке, устранить люфт
- закернить край стакана в пазы стенки картера.
ж) Если осевое перемещение ВЗ не ощущается или устранено, а в среднем положении вала сашки при покачивании за сошку ощущается зазор, необходимо выполнить регулировку зубчатого зацепления:
- ключом на "27" отвернуть гайку крепления сошки и снять ее
- снять с обоих концов вала сошки соответственно верхню и нижнюю защитные крышки вала сошки, стопорные кольца и регулировочные шайбы,
- выпрямить регулировочные шайбы,
- поворачивая одновременно опоры вала сошки против часовой стрелки (если смотреть со стороны шлицевого конца вала сошки), устранить зазор в зацеплении. Регулировку производить в положении вала сошки соответствующем среднему положению зубчатого сектора,
- проверить момент проварачивания вала сошки, который должен быть в пределах 34..45 Н*м (3,5..4,5 кгс*м) Если после регулировки натяга подшипников зазор устранить не удается, значит зазор вызван износом шариковой передачи "винт-гайка". В этом случае РМ подлежит ремонту в условиях специализированного ремонтного предприятия.
- установите регулировочные шайбы и стопорные кольца, загните один из усов в обеих регулировочных шайбах в паз опоры вала сошки.
з) Посадить сошку 18 на вал РМ ГУР в соответствии с РЭА. Ключом на "27" затянуть гайку моментом 196...274 Н*м. (20..28 кгс*м)
и) Установить РМ ГУР с сошкой на автомобиль. Затянуть болты ключами на "17" и "19".
к) Присоединить к сошке рулевую тягу и закрепить ее. Затянуть гайку пальца ключом на "22". Момент затяжки гайки 58,8..78,4 Н*м (6..8 кгс*м). Зашплинтовать гайку.
л) Присоединить нагнетательный и сливной шланги, как указано в п.5 Заправить гидросистему в соответствии с п.6.

Обслуживание насоса:

Обслуживание насоса состоит в промывке расходного и предохранительного клапанов при их загрязнении. Для этого:
а) вывернуть пробку-заглушку над выходным отверстием насоса
б) вынуть пружину и золотник расходного клапана, а пробку-заглушку установить на место для предотвращения вытекания масла.
в) Прмыть золотник и предохранительный клапан, который установлен внутри золотника
г) Произвести сборку в обратном порядке.

Информация дана для "Борисовского" ГУРа для Волги!


Когда три месяца назад мне пришлось поставить короткий ремень и отключить тем самым ГУР, я испытал даже некоторые положительные эмоции. Пропал сип этого "шепелявого помощника", а при движении появилось столь забытое реактивное усилие на руле. Машина стала чувствоваться. Огорчала лишь необходимость потеть и парковаться в несколько заездов. Вскоре я, кстати совсем привык, а роль усилителя стали выполнять мои мышцы. Но описать момент, когда ГУР снова заработал, я не в состоянии. Это был шок! Машина просто преобразилась.

Мой ГУР сдох после 30 т. км. Он перестал помогать налево. Вскрытие показало, что по-другому он поступить не мог. Верхний сальник сошки был разрушен, его кромка срезалась. Кроме того, вообще не понятно, на что рассчитывали конструкторы, делая подобную конструкцию. Ниже имеется схематичное представление ГУРа. Не рассматривайте эту схему строго. На ней изображены два вала. Вертикальный вал - ближний к нам - вал сошки. Он имеет зубчатый сектор, входящий в зубья на поршне. Сектор не виден, он направлен от нас.


У обоих валов с обоих концов устроены полости соединенные со сливом. Например, на конце вала шариковой гайки (где карданчик рулевой колонки) такая полость нужна, чтобы не передавать на сальник все давление насоса. Еще три области показаны на рисунке. Полость 1 - между двумя сальниками вала сошки - соединяется через канал в валу с полостью 2 - под верхней крышкой вала сошки (там где регулировочный болт). Далее, пройдя два технологических отверстия (они просверлены в картере и заткнуты маленькими шариками - традиция такая у белорусов шариками дырочки затыкать, чтоб они потом выпадали:-)) полость 2 переходит в полость 3 - нижнего подшипника вала шариковой гайки. И далее, пройдя по каналу в центре вала шариковой гайки, попадаем в полость 4 - под верхней крышкой вала шариковой гайки. Она соединена со сливной магистралью.

Раз на концах валов есть полости слива, то есть и кольца, препятствующие маслу туда сливаться. У полости 4 это сальник С1. Он выдерживает все давление насоса, когда мы поворачиваем налево. Для этого под его кромку подкладывается штампованный поддерживающий держатель (на рисунке коричневый). Если этого держателя нет, сальник вывернет. А если он есть, то кромка сальника скоро будет срезана его острым краем. При выпрессовке сальника держатель портится. В маленьком ремкомплекте его нет. Вместо резинового сальника здесь уместнее было поставить такое же кольцо, что и в других местах.

Далее, кольца К1 и К2 сделаны вопиюще неграмотно (прошу прощение у разработчиков), это тоже больное место. Все кольца в ГУРе работают по принципу манжет в тормозных цилиндрах. Главную роль играет резиновое кольцо, которое увлекается маслом и под действием его давления "затыкает" щель между кольцом и стенкой паза, автоматически прижимая кольцо к валу (или к цилиндру). Фторопластовое кольцо для этого должно быть разрезным (как все остальные кольца). Но эти два кольца ЦЕЛЬНЫЕ из жесткого второпласта. Они не поддаются действию резинового колечка и практически не работают как надо. К тому же эти резиновые колечки надеваются с натягом, ложатся на дно и вообще не участвуют в процессе. Оба эти кольца изолируют именно "левую" рабочую полость (т. е. полость с одной стороны поршня, которая наполняется под давлением при повороте налево). Сальник сошки также изолирует "левую" рабочую полость. Когда утечки через кольца становятся большими, ГУР перестает помогать налево. "Правая" рабочая полость лишена таких утечек совсем.

Едем дальше. И кто это додумался и по какой причине, поставить оба радиальных подшипника только с одной стороны вала сошки?! Дефицит подшипников? Сошка в месте вышеупомянутого кольца трется металлом по металлу под большой нагрузкой. Дырку разбивает, она становятся овальной и о нормальной работе кольца речи идти не может. Самое интересное, что ничто не мешает устранить вышеуказанные утечки совсем. Зачем ставить кольца, если за ними глухая крышка достаточно крепкая для того, чтобы выдерживать все давление? По крайней мере пару сливных областей (2 и 3) можно сократить. Для этого нужно заткнуть каналы внутри обоих валов, нарезать резьбу и завинтить винтами технологические канальцы (вместо шариков), а на регулировочный болт навинтить глухую гайку, чтобы не сочилось по нитке резьбы. Полость 1 придется подключать к сливу другим путем. Практика показывает, что сальники не гарантируют полной герметичности под рабочим давлением.

Используя свои нарабоки, мне удается повысить ресурс перебранного ГУРа в три - четыре раза.

P. S. Чтобы компенсировать утечки, конструкторы настроили расходный клапан насоса на повышенный расход. Если снизить утечки и уменьшить расход насоса, то можно снизить сипение. Полностью избавиться от сипа нельзя- придется менять конструкцию золотника.

Автомобиль УАЗ Патриот в конструкции рулевого механизма имеет устройство, которое в народе называется ГУР или гидравлический усилитель руля. Гидроусилитель представляет собой устройство, посредством которого облегчается человеческий физический труд. Все что необходимо человеку, это держать руль в руках, а управлять ним можно даже с помощью одного пальца. В данном материале рассмотрим назначение ГУР, а также его устройство и принцип проведения ремонтных работ на внедорожнике УАЗ Патриот.

Основным предназначением устройства ГУР является облегчение в управлении автомобилем. Благодаря наличию гидроусилителя руля на внедорожнике УАЗ Патриот, крутить баранку гораздо проще и комфортнее. Ведь повернуть руль без усилителя на такой 2-тонной машине достаточно сложно, и это может спровоцировать развитие аварийной ситуации во время движения. К тому же продолжительное управление автомобилем привело бы к быстрой утомляемости водителя. Поэтому было разработано такое устройство, которое позволило облегчить труд человека.

Гидроусилитель представляет собой сложный механизм, в состав которого входят следующие основные устройства:

  1. Насос.
  2. Гидроцилиндр.
  3. Распределитель.
  4. Соединительные шланги.
  5. Бачок для заправки рабочей жидкости.

Рассмотрим назначение каждого из данных элементов ГУР.
Насос 1 служит для того, чтобы иметь возможность поддержания давления и обеспечения циркуляции рабочей жидкости по системе. Насос представляет собой механизм, который крепится к мотору автомобиля и приводится в действие посредством ременной передачи от коленчатого вала внедорожника.

Гидроцилиндр предназначен для того чтобы обеспечивать поворот колес под действием давления жидкости. Гидроцилиндр является встроенным в систему рулевого механизма 3, посредством чего и обеспечивается выполнение данной функции. Ниже представлена конструктивная схема устройства гидроусилителя руля на автомобиле УАЗ Патриот.


Распределитель 2 предназначается для распределения потоков рабочей жидкости в требуемую полость гидроцилиндра. Распределитель и является тем устройством, посредством которого обеспечивается направление определенного количества жидкости в гидроцилиндр или бачок.

Бачок 6 представляет собой пластиковый резервуар для хранения и доливания рабочей жидкости в систему. В бачке, кроме жидкости, располагается также специальный фильтр и щуп контроля масла.

Не обойтись в конструкции ГУР руля на внедорожнике УАЗ Патриот без соединительных шлангов 5. Эти шланги рассчитаны на работу под высоким давлением, поэтому должны обеспечивать высокую герметичность системы.

Циркуляция жидкости за счет шлангов обеспечивается между гидроцилиндром и распределителем. Шланги низкого давления обеспечивают перетекание жидкости из бачка в насос и из распределителя в бачок.

Принцип работы устройства

Функционирование ГУР на внедорожнике УАЗ Патриот основывается на перемещении золотника при вращении рулевым колесом в разные стороны. Во время вращения колеса, при совершении маневра, происходит перемещение золотника, посредством чего осуществляется открытие сливных магистралей. Во время открытия определенной магистрали, происходит движение масла под давлением в необходимые области устройства. Жидкость осуществляет давление на поршень, а он в итоге приводит в действие поворачивание колес. Когда же водитель перестает вращать руль, то золотник останавливается и происходит остановка нейтрального положения корпуса распределителя.

Происходит перетекание жидкости из нагнетательной магистрали в сливную, посредством чего насос осуществляет перекачку масла по системе. В случае выхода из строя гидронасоса, потеря управления автомобилем вовсе не теряется, что и есть еще одним преимуществом данного механизма.

Основания для проведения ремонта

Каждому механизма свойственно ломаться и ГУР на внедорожнике УАЗ Патриот не является исключением. Основаниями для проведения ремонта являются следующие признаки:

  1. Появление постороннего шума устройства.
  2. Появление течи масла на элементах механизма.
  3. Возникновением микротрещин на шлангах низкого и высокого давления.
  4. Возрастание усилий, которые необходимо прилагать на руль.
  5. Снижение уровня жидкости в бачке.

Ремонт ГУР внедорожника УАЗ Патриот можно осуществить своими руками, но все зависит от вида неисправности, поэтому необходимо для начала выяснить причину. Имеются следующие причины, при которых требуется ремонт устройства:

  1. Если в механизме устройства возникает нехарактерный шум его функционирования, то — это свидетельствует об износе подшипниковых элементов. При этом следует произвести их замену. Но, кроме этого, посторонний шум может быть вызван по причине попадания в жидкость стороннего вещества или при заправке системы неподходящей жидкостью.
  2. Если обнаруживается подтекание рабочей жидкости, то следует отыскать место такого действа. При этом важно обследовать все места соединения шлангов, где чаще всего и происходит течь рабочей жидкости.
  3. Если снижается уровень масла в бачке ГУР, то это говорит о необходимости в скором времени заменить бачок или соединительные шланги.
  4. Наличие микротрещин на шлангах высокого давления является ключевым признаком того, что в скором времени устройство во время работы может дать сбой. Поэтому во время профилактики при обнаружении трещин на шлангах, последние необходимо заменить. Ремонт шлангов высокого давления не осуществляется и после их износа, они подлежат утилизации.
  5. При увеличении нагрузки на руль происходит разрыв шланга, что требует проведения немедленной замены.

Если прибегнуть к проверочным мероприятиям целостности устройства, то важно выполнить ряд следующих действий:

  • осуществить проверку уровня жидкости в бачке;
  • проверить исправность бачка;
  • проверить целостность шлангов на наличие микротрещин и потеков масла;
  • произвести проверку целостности насоса;
  • проверить состояние жидкости в бачке.

Ремонт ГУР на внедорожнике УАЗ Патриот, обычно включает в себя , уплотнителей, подшипников и шлангов, и может быть осуществлен самостоятельно.

Более сложные ремонты с выходом из строя насоса, распределителя или гидроцилиндра лучше доверить профессионалам. На данном этапе можно подвести итог и отметить, что ГУР на УАЗ Патриот является ключевым элементом между рулевым управлением и водителем, поэтому исправность данного устройства отображается главным образом на безопасности пассажиров и водителя.

Вы можете проверить свой КБМ, и если нужно уменьшить его!

ВАЗ-2107