Конспект логопедического занятия дикие и домашние животные. Внеклассное логопедическое занятие по развитию речи "дикие и домашние животные"

Цель : Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных.
Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивать связную речь, детей, помочь детям отвечать на вопросы полным ответом, строить простые и сложные предложения, проговаривая правильно звуки родного языка.
Активизировать внимание и память, развивать умственные способности.
Воспитывать бережное отношение к природе и его обитателям (диких и домашних животных).
Ход занятия :
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о разных животных.
Давным – давно, когда еще не было городов и машин, люди жили не в домах, а в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников – диких животных, но были животные, которые боялись человека. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Каких домашних животных вы знаете?
А диких?
Дидактическая игра «Кто живет в лесу, а кто рядом с человеком»
Итак, из-за вмешательства Человека, часть животных стала домашними, а часть остались дикими.
Жилье любого животного носит свое название: живет
собака в …
волк в …
корова в… (хлеву, коровнике)
белка в …
лиса и еж в …
медведь в …
свинья в …
заяц …
кошка …
У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры:
Например, домашнее животное дикое животное
Собака – волк
Кролик – заяц
Лошадь – олень, лось
Кошка – рысь
Свинья – кабан
Дидактическая игра «Кто лишний» (добавляется к диким животным – белый медведь).
Чем отличаются дикие и домашние животные?
Зачем человек содержит домашних животных? Какую пользу они приносят?
У каждого есть свои детеныши:
у кошки –
у собаки –
у кролика –
у коровы –
у лошади –
у свиньи –
у волка –
у лисы –
у зайчики –
у бельчихи –
у медведицы –
у рыси –
Дидактическая игра «Найди свою маму»
Давайте вспомним как выглядят животные
Заяц бывает какого цвета?
Кто бывает рыжим?
Бурым?
У лисы хвост какой?
У кого еще пушистый хвост?
Заяц пушистый, а еж?
У зайца хвост короткий, а уши?
Какие лапы у зайца?
У кого еще передние лапы короткие, а задние длинные?
Значит они не умеют …, а только…
Кто больше – медведь или волк?
Заяц или лиса?
Что есть у лошади, но нет у коровы?
Что есть у коровы, но нет у лошади?
Скажите, а мышей, которые живут в доме, можно считать домашними животными? Почему?
У всех животных есть основные части: голова, туловище, лапы, хвост.
Для защиты себя, своих детенышей, для того, чтобы добыть себе пищу, у некоторых из них есть … (рога, копыта, острые зубы, когти)
А также для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему?
Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой?
Представьте себе, если бы лошадь, корова, свинья, захотели бы жить в лесу, быть свободными? Что бы с ними произошло?
А почему даже ежик не хочет быть домашним и жить в хлеву?
Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Ф.М. У нас славная осанка:
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята
И как мишка косолапый
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

Все звери разбежались и попрятались.
Попробуйте их найти. Игра «Кто спрятался? «где и сколько?»
Чей хвост виден? (лисий, беличий и т.д.) чья пасть? И т.д.
А сейчас поиграем в загадки. Надо рассказать про своего зверя так, чтобы можно было его узнать по описанию.
Рассказы детей (2-3) с опорой на схемы.
Анализ занятия.




    Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация, здоровье.
    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
    Цели: знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию.
    Материал и оборудование: мяч, интерактивная доска, музыка «Медведь и заяц» для физ.минутки, картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные, игрушка ёжик, листы бумаги А4, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.


    Цель: закрепить и систематизировать представление о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
    Задачи:
    1. Развивать связную речь, умение говорить правильно, развернутыми предложениями, отвечая на вопросы воспитателя.
    2. Учить детей соотносить описания природы в стихах и загадках с определенным временем года или явлением природы. Развивать логическое мышление, слуховое внимание.
    3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
    4. Дидактическая игра «Что лишнее?» Цель: способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить анализировать и определять признаки разных времен года по картинкам.
    Материал: мишка, зайчик (игрушки), картинки о зиме и картинки других времен года.


    Программное содержание: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать знания об образовании числа 5; учить сравнивать множества; учить находить в ряду лишний по смысловым характеристикам предмет; закреплять счет до пяти; знакомить с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; развивать мышление и воображение.


    Программное содержание: закреплять знания о диких животных; учить считать до шести; закреплять знание геометрических фигур; показать образование числа 6; учить измерять расстояние от предмета до предмета с помощью условной мерки; повторять цифры от 1 до 5, учить соотносить количество предметов с цифрой; развивать воображение, умение расслаблять мышцы тела.


    Цели: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей слова: животные, волчье логово. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Развивать творческое воображение: изображать повадки зверей, имитировать движения животных – героев стихотворения. Закрепить навыки закрашивания цветными карандашами и дорисовывания недостающих деталей изображения. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.


    Викторина "Животные и их детёныши".
    Конспект занятия по познаю мир в старшей группе.
    Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах, Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных. Развивать логическое мышление.
    Материал: картины с изображением диких и домашних животных и птиц, их детёнышей, картинки к игре «Кто, где живет?» (с изображением облака, водоёма, леса и сарая), фишки, призы, эмблемы и микрофон.

Здоровичок : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Здоровичок : Я, Здоровичок, и пойду вместе с вами в терем спорта! (Звучит олимпийская музыка, дети с физ. инструктором выполняют упражнения).
Хозяйка : А сейчас, ребята, мы с вами перенесемся в сказку и превратимся на время из ребят в зверят. Закрывайте глаза (звучит музыка, волшебная снежинка касается всех ребят), делаем глубокий вдох носом, выдох - ртом, молодцы, и еще раз, хорошо! Пока звучит музыка глаза не открываем. (в это время выставляется реквизит).
Хозяйк а: Ну-ка, ну-ка не зевай и глаза ты открывай!
Вот мы с вами в сказочном зимнем лесу. И вы уже не ребята, а зверята.
Здоровичок : А давайте посмотрим в кого превратились наши ребята? (строит их в круг, так, что бы дети видели маски друг друга)
Дети : Мы превратились в котят, зайчат, щенят.
Хозяйка : Молодцы, правильно!
Давайте пересчитаем, сколько котят? (считаем хором 1,2 и т.д.)
Дети : Семь (кого?) котят. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько зайчат?
Дети : Четыре (кого?) зайчонка. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Сколько щенят?
Дети : Восемь (кого?) щенков. (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : Скажите мне, пожалуйста, котята и щенята, это какие животные?
Дети : Это домашние животные.
Хозяйка : Почему?
Дети : Потому что они живут с человеком, и он о них заботится.
Хозяйка : А где живет зайчонок?
Дети : Зайчонок живет в лесу!
Хозяйка : Молодцы! Правильно! Значит заяц - это какое животное?
Дети : Заяц - это дикое животное.
Хозяйка : Молодцы! Водишь, Здоровичок, как много знают дети!
Здоровичок : Да! Но нам пора в путь.
(игра «Снег» в музыкальном сопровождении, по окончании дети садятся на ковер, каждый на свою снежинку, которая лежит на ковре ).
Хозяйка : Мои хорошие! Мы в зимнем лесу. В моем лесу зимой такая тишина, только деревья шумят и качаются. А как шумят деревья?
Дети : Ш-ш-ш (поднимают руки вверх, сидя на полу и качают ими из стороны в сторону)
Хозяйка : Я вот только не могу понять, почему так тихо в моем лесу зимой, почему не слышно пение птиц?
Дети : Потому что птицы улетели в теплые края.
Хозяйка : А когда они прилетят?
Дети : Весной (дети встают с ковра)
Хозяйка : Вот спасибо, ребята, ответили мне на все вопросы! А вы знаете, что и летом и зимой, и весной в лесу можно заблудиться? И если вдруг такое случится, что нужно кричать, что бы вас услышали?
Дети : Ау-ау-ау!
Хозяйка : Правильно! А сейчас приготовьте ваши уши А -У (под аккампонимент поют). Какой первый звук?
Дети : А-а-а!
Хозяйка : Молодцы! (еще раз пропивают) Какой второй звук?
Дети : У-у-у!
Хозяйка : Эти звуки мы можем тянуть, петь, значит они какие?
Дети : Гласные!
Хозяйка : Молодцы! Ой, посмотрите, пока мы с вами разговаривали, под елкой кто -то пробежал, подойдите поближе, кто знает чьи это следы? (под елкой переворачиваем нарисованные заячьи следы)
Дети : Это следы зайца!
Хозяйка : Вы думаете? А давайте проверим, я вам загадаю загадку
Он любитель грызть морковку, ест капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там по полям и по лесам,
Серый, белый и косой, кто скажите он такой?
Дети : Это заяц!
Хозяйка : Правильно, значит следы чьи? ЗАЯЧЬИ!
Дети : (повторяют хором) заячьи следы и (повторяют по одному 2-3 ребенка)
Хозяйка : А посмотрите, какого цвета шубка у зайчика? (беру зайца белого цвета из-под елки)
Дети : Беленькая.
Хозяйка : А летом шубка у зайчика то же белого цвета или нет?
Дети : Летом шубка у зайчика серого цвета.
Хозяйка : А для чего зайчику зимой белая шубка?
Дети : Чтобы его не было заметно на снегу и его не могли найти лиса, волк и охотник.
Хозяйка : Молодцы! Но охотник может найти зайчика и по следам, давайте все вместе поможем зайчику и заметем его следы
Здоровичок ведет ребят за собой, к месту, где расставлены одноразовые стаканчики с ваткой внутри, берут их по ходу движения и встают вокруг елки.
Хозяйка : Ребята, стаканчик помещаем под нижнюю губу, носом вдыхаем воздух, а через рот выдыхаем, вдох и выдох производим спокойно (ватка в стаканчике прыгает, создавая впечатление метели). Здоровичок, посмотри, как мы помогли зайчику и замели его следы!
Здоровичок : Молодцы! Теперь никто не найдет зайчика!
Игра «Зайцы и волк » (под музыку)
Хозяйка : Посмотрите кто это там между веток высунулся из дупла?
Дети : Это белка!
Хозяйка : А как вы догадались?
Дети : (Описывают белку, логопед показывает, дети говорят)
- Белка живет в лесу.
- Белка живет в дупле.
-У белки маленькие ушки.
- У белки маленькие черные глаза.
- У белки пушистый хвост.
- Белка прыгает по веткам и грызет орехи.
(Один из детей в заключении повторяет рассказ полностью)
Здоровичок : Молодцы! А теперь давайте поиграем и поможем загнать орехи в дупло.
Игра «Катаем орехи в дупло». (под музыку )
Хозяйка : А вот и Терем спорта, вот мы и пришли!
Здоровичок : Ребята, мы добрались до «Олимпийского» терема, посмотрите, здесь царит дух дружбы и соревнования, тренируются все вместе и кот, и медведь, и кот, и заяц, и белка, и лиса (в свободные окошки теремка вставляем картинки с изображением животных). Вот она волшебная сила спорта!

Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развивать связной речи детей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже, пользоваться мнемотаблицами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: беличий, медвежий, заячий, лисий, волчий, логово, хлев); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Назови маму», «Назови детеныша».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
  5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Лесные жители», пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Оформление: «Лесная опушка» (деревья, грибы, цветы); «Подворье» (домик, плетень, большие глиняные фигурки домашних животных), слайд-заставка «Лес»

Материалы и оборудование: перчаточные куклы диких и домашних животных, тростевая кукла Кот, ширма, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, листы с заданиями, «Кочки» из бумаги разной формы, конверт с заданиями, рисунки для игры «Исправь ошибку художника», картинки с изображением диких и домашних животных

Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами сегодня можем узнать много интересного. А о чём и ком мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Логопед: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласила Хозяюшка Варварушка, она обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню!

Дыхательная гимнастика «Запах деревни»

Логопед: Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты, растущих вдоль забора. Выдыхаем через рот (2-Зр.). А вот и Варварушка. Здравствуй, хозяюшка!

Варварушка: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)

Молодцы, ребята! Но вот беда- от меня сбежал мой любимый кот Тишка, решил стать свободным и жить в лесу. Боюсь я за него, ребята, ведь в лесу много зверей, они могут моего Тишку обидеть, он может заблудиться, помогите мне, пожалуйста, его найти.

Логопед: Ребята, поможем Варварушке найти ее любимого Кота?

Дети: Поможем.

Логопед: Тогда отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.) Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (На мультимедийном экране появляется заставка леса, звучит мелодия с голосами птиц) Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса »

Логопед: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).

Ребята, я знаю, кто нам поможет найти Кота, это Старичок-Лесовичок.

(Выходит Старичок-Лесовичок)

Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?

Кто здесь песни распевает?

О, да это ребятишки-

Смешливые девчонки,

Забавные мальчишки.

Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Старичок-Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?

Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит,

С тем я строг, а кто лес уважает,

Растения не обижает, зверям помогает,

Тот гостем желанным у меня бывает.

Логопед: Старичок-Лесовичок, помоги нам, пожалуйста, отыскать в твоих владениях Кота Тишку, мы боимся, как бы он в беду не попал!

Старичок-Лесовичок. Отчего ж не помочь, только сначала выполните мои задания. В лесу под самой большой елью найдете конверт, в нем мои задания, когда вы их все выполните, позовите меня, и я подскажу вам, где Кота в лесу найти.

Логопед: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Старика-Лесовика выполнить.

(Дети вместе с логопедом находят конверт с заданиями.)

1 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!

Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»

2 задание. «Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?» (На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)

Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки.

3 задание. Игра «Угадай, кто это».

Бурый, косолапый, неуклюжий - ... (Медведь)

Большая, рогатая - … (Корова)

Серый, зубастый, страшный - ... (Волк)

Хитрая, пушистая, рыжая - ... (Лиса)

Полосатая, пушистая, ласковая - … (Кошка)

Маленький, длинноухий, пугливый - ... (Заяц)

Колючий, серый -… (Еж)

Кудрявая, упрямая - … (Овца)

Верная, преданная -… (Собака )

4 задание. Изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

5 задание. Игра «Расскажи о себе»

Логопед: Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет перчаточную куклу)

Дети с перчаточными куклами выходят по очереди к экрану, на котором мнемотаблица, и по плану рассказывают о животных от лица своей куклы.

6 задание . Игра «Детки и родители».

Жеребенок, ты к кому побежишь? (К коню и лошади.)

Котенок, ты к кому побежишь? (К коту и кошке.)

Лисенок, ты к кому побежишь? (К лисе и лису)

Теленок, ты к кому побежишь? (К корове и быку.)

Козленок, ты к кому побежишь? (К козе и козлу.)

Ягненок, ты к кому побежишь? (К овце и барану.)

Медвежонок, ты к кому побежишь? (К медведю и медведице.)

Свинья, кто к тебе прибежит? (Поросенок.)

Собака, кто к тебе прибежит? (Щенок.)

Лосиха, кто к тебе прибежит? (Лосенок.)

(Дети выполняют задание, рисунки прикрепляют к магнитной доске.)

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Лесовичка, давайте его позовем! Выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок, мы с ребятами выполнили все твои задания, ты обещал нам помочь найти кота Тишку.

Старичок-Лесовичок: Молодцы, ребята, конечно, я вам помогу! Кот ваш прячется за кустом малины на опушке моего леса.

Логопед: Спасибо тебе, Лесовичок, мы пойдем искать Кота!

Ребята, да вот же он! Тишка, выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!

(На ширме из-за куста появляется Кот- верховая кукла.) Тишка, тебе понравилось в лесу жить?

Кот: Нет, я домой хочу, я понял, что домашнему животному лучше жить рядом с человеком, ведь мне ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов, лежи себе на лавке, пей молочко, ешь рыбку, да еще хозяйка погладит да ушком почешет. Пожалуйста, отведите меня домой, а то я в лесу заблудился.

Логопед: Конечно, мы поможем тебе найти дорогу домой.

(Под музыку идут за логопедом к подворью (слайд «Деревня»), Варварушка встречает гостей.)

Спасибо вам, ребятушки, за Тишку моего непутевого, надеюсь, он больше не будет в лес убегать. Приходите ко мне снова в гости.

Заключительная часть

Логопед: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу логопеда)

  • не умеют строить себе жилье,
  • самостоятельно добывать для себя пищу,
  • защищаться от врагов.

И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных: они не могут жить рядом с человеком, так как…

  • боятся человека,
  • лишены привычных условий жизни,
  • требуют много мясной пищи,
  • образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Логопед: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Создание ситуации ожидания:

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). Вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.

Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот, который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».


Конспект бинарного занятия в средней логопедической группе №5

Тема: « Дикие и домашние животные».

тема "ДИКИЕ, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ",

ЦЕЛИ: - обогащение активного пассивного словаря; развитие грамматического строя речи;

Развитие связной речи:

Развитие фонематического слуха;

Развитие воображения выразительности с помощью жестов и мимики

Развитие зрительного внимания;

Развитие общей моторики и координации речи с движением;

Снятие мышечного тонуса;

Сплочение группы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Сюжетные картинки "Лес", «Дом»

Игрушки (животные);

Магнитофон;

Гостинцы - муляжи (конфеты, сахар, печенье, мёд, зерно, трава, молоко, косточка (орешки), морковка, колбаса)

Буквы

Дидактическая игра "Телевизор";

Дидактическая игра"Ромашка"

- «дорожка» (стрелка).

ход занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: Отгадайте Загадку

И богат, и могуч,

Головой до самых туч

Там звери разные живут

В гости всех ребяток ждут"

Дети: Это лес.

Логопед: Сегодня мы пойдём с вами на прогулку в лес. Как надо себя вести в лесу?

Дети: Нельзя убегать и прятаться

Нельзя ломать ветки, рвать и мять цветы

Нельзя есть ягоды , которые не знаешь, И т.д.

(Логопед помогает детям, задавая наводящие вопросы. По ходу беседы просит объяснить детей почему нельзя так поступать).

Логопед: Я приготовила 2 тарелочки. Что это?

Дети: Это гостинцы для жителей леса»

Логопед Мы их возьмем, а собой.

А сейчас нас ждет дорожка, стрелки укажут нам путь. Если встретятся камешки, мы их будем перешагивать. (Звучит "Песенка с дружбе" , дети вместе с логопедом идут вдоль стречок по дорожке, перешагивают через камешки -кубики).

2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ.

Логопед Вот мы и пришли на полянку, А здесь кто-то плачет. Кто это?

Дети называют детёнышей диких и домашних животных

Логопед Почему они плачут?

Дети: Они заблудились

Логопед: Давайте им поможем. Возьмем с собой только тех деток, чьи мамы живу в лесу. А остальных заберем на обратном пути.

Чтобы они не плакали оставим им гостинцы. Что дадим щенку, теленку, жеребёнку, котёнку, поросёнку?

Дети: Косточку, травку, молоко, зерно, хлеб.

Логопед Кого возьмём с собой?

Дети: бельчонка, лисёнка, зайчонка, медвежонка, мышонка, волчонка.

(Дети называют детёнышей диких животных и берут их в руки).

Логопед: Стрелочки показывают нам путь дальше.

Логопед: А вот ещё одна полянка. Кого вы видите ней?

Дети: Я вижу лису (волка, медведя, белку, зайца, мышку).

Логопед: Кто это?

Дети: Это мамы и папы диких животных

Логопед: Отдайте им их деток, они очень долго их ждали

(Дети ставят игрушки детёнышей рядом с их мамами папами).

3. лесная школа

1. Логопед: Что мы видим ещё на этой полянке?

Дети: Парты, школьную доску, буквы.

Логопед: Животные приглашают нас в "Лесную школу"

Давайте сядем за парты. (Дети садятся за парты).

2. Дидактическая игра "Домики".

Логопед: Вот два домика» Кто в них живёт?

Дети: буквы.

Логопед: Позовите буквы в 1-ом домике;

дети А,О,У,И

Логопед: Назовите буквы во 2-ом домике.

дети П,Т,К,М,Н

Логопед: Какие звуки обозначают буквы в 1-ом и во 2-ом домиках

Дети в 1-ом гласные звуки.

Во 2-ом согласные звуки.

Логопед: иногда эти буквы встречаются и поёт песенки, но у каждой пары своя песенка, Давайте споем вместе с ними.

Дети «АТ», «УТ»,»ОК», «ОТ», «АМ»,»АН»

Логопед: Буквы в парах могут меняться местами и получается совсем другая песенка.

Дети «ТА», «ТУ», «КО», «ТО»,»МА», «НА»

логопед: Когда буквам становится скучно танцевать, они зовут другие буквы к себе. Так получаются слова к «КО» прибежала Т. Какое получилось слово?

Дети КОТ

3. дидактическая игра «Вставь пропущенную букву»

Логопед: вот вам загадки. Надо вставить одну букву и получается слова. (на карточках К...Т, К...М, М...К, Т...К, П...П. Дети пописывают буквы и читают слова)

4. Дидактическая игра «телевизор».

Логопед: В лесной школе есть «Телевизор". В нём загорается картинка, кто это?

Дети: Кот.

Логопед: Покорите составить это слово. Какой 1-ый, 2-ой, 3-ий звук в этом слове?

(так же работа со словами «НОТА», «ПАУК», «ПУМА», «КИТ»)

5. Развитие плавного выдоха.

Логопед: На полянке вырос цветок. Как он называется?

Дети: Это ромашка.

Логопед: Сорвите по 1 лепестку с этого цветка. Сядьте ровно, вытяните руку вперёд и тихонько подумайте на лепесточек. (дети выполняют упражнение)

Логопед: Что написано на лепесточке?

Дети: Но лепесточке написано «МА».

Логопед: Какие слова можно придумывать со слогом «МА»?

(Дети называют слове: МАМА, МАШИНА, МАЛИНА, МАК).

Логопед: Давайте напишем слово «МАМА». Что надо дописать?

Дети: Надо дописать ещё слог "МА".

(Дети самостоятельно дописывают, читают это слово).

4. Физминутка

Логопед: К нам на полянку пришли Фея. Поздоровайтесь с ней. (Дети здороваются).

Фея (психолог): Я пришла к вам поиграть. Сейчас я взмахну волшебной палочкой и вы все превратитесь в медвежат. (Дети становятся около Феи и произносят слова стихотворения "Медведь" сопровождая их действиями).

«Медведь»

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мёд

и в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый.

А пчёлы налетают,

Медведя прогоняют,

А пчёлы жалят мишку:

Не ешь наш мёд, воришка!

Бредёт лесной дорогой

медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает,

И пчёлок вспоминает.

(Дети ложатся на спину на коврик) Происходит релаксация (сочетание дыхательной техники с визуализацией). С помощью релаксации происходит снятие напряжения, скованности.

Упражнение на релаксацию проводила психолог под названием «Прогулка по лесу»

Фея (психолог): До свидания, ребята. Мне пора уходить. А вам счастливого пути домой.

5. Развитие грамматического строя речи

Логопед: И нам пора возвращаться домой. Оставим только гостинцы для диких животных. Кто любит мёд? (шишки, зерно, морковку, колбасу)

Дети: Медведи, белки, мышки, зайцы, лисы, волки.

Логопед: А теперь попрощайтесь о животными и в обратный путь по дорожке. (Звучит "Песенка Мамонтёнка", дети бегут по дорожке до полянки с домашними животными).

Логопед: Возьмите деток домашних животных о собой и побежим по дорожке дальше.

(Дети берут животных и бегут до картины "Дом")

Логопед: А вот и маму этих деток. Кого ждала корова (лошадь, свинья, собака, кошка)? Дети: Телёнка, жеребёнка, поросёнка, щенка, котёнка.

(Дети называют и ставят детёнышей домашних животных рядом с их мамами).

Логопед: Мамы говорят вам спасибо и дарят вам молоко "Тёма". Пейте детки молоко, будете здоровы.

ИТОГИ

Логопед:

Куда мы ходили?

Кого встречали?

Чем занимались в лесной школе?


Тема: Дикие и домашние животные
Цель: Расширить представления о диких и о домашних животных, о их
детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как
подают голос, где живут, какую пользу приносят. Расширить представления о
жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них,
воспитание). Учить устанавливать простейшие связи между весенними условиями
и особенностями поведения зверей
Закрепить знания детей о частях тела животных
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к домашним и диким животным.
Оборудование: картины домашних и диких животных, схемы, раздаточный
материал, рабочие тетради Теремковой.
Речевой материал: домашние животные, дикие животные, кошка, кот,
котята, собака, пес, щенята, бык, корова, телята, коза, козел, козлята, овца, баран,
ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята, кролик, крольчиха, крольчата,
коровник, свинарник, конюшня, конура, будка, ржать, мекать, мычать, блеять,
мяукать, лаять, хрюкать, лохматый, косматый, длинноухий, крадется, воет,
выслеживает и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Повтори, не ошибись»
Медведь, лиса, лось, барсук.
Олень, белка, еж, заяц.
Бобер, заяц, крот, мышь и т.д.
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Загадки:
Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме­ме­ме, дайте вкусную мне!»
(КОЗА)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком.

(СОБАКА)
Спереди – пятачок, сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней щетинка.
(СВИНЬЯ)
Как мы их называем одним словом? Почему мы их называем домашними
животными? Что есть у животных? Есть голова, глаза, уши, шея, туловище, хвост,
лапы или копыта, тело покрыто шерстью.
Чего общего между домашними и дикими животными? Чем отличаются?
От кого зависят дикие животные? Кто строит им жилище?
Кто ухаживает за их детенышами?
5. Рассмотрение картин домашних и диких животных.
Какие это животные? Эти животные встречаются у нас в лесу?
Почему эти животные могут жить в наших лесах и в тундрах?
Как они приспособились к морозам? К летнему зною? Как прячутся? Чем
питаются?
Внешний вид животного – большое или маленькое, цвет и части тела? Тело
покрыто шестью, пушистое, мягкое?
Как называют детёнышей у этого животного?
6. Игра «У кого – кто?»
У коровы – теленок
У лошади – жеребенок
У овцы – ягненок
У козы – козленок
У собаки – щенок
У кошки – котенок
У свиньи – поросенок
У крольчихи – крольчонок
ФИЗМИНУТКА «На водопой!»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал лосенок,
За мамой­лисицей крался лисенок,
За мамой­медведицей шел медвежонок,
За мамой­белкой скакали бельчата,
За мамой­зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
7. Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему лишнее это животное?
Лев, зебра, корова, обезьяна
Овца, корова, лошадь, белый медведь.
Жеребенок, коза, котенок, ягненок
Корова, крольчиха, теленок, собака
Корова, лиса, заяц, волк
Лошадь, овца, еж, коза
Медвежонок, зайчонок, лиса, бельчонок
Барсук, лисенок, волк, крот.
8. Игра «Назови жилище».

ВАЗ-2107