Моделирование поведения похожих людей. Сущность моделирования поведения Моделирование поведения других людей

До сих пор рассмотренные нами эксперименты, выявляющие действенность моделей, ограничивались лишь одной формой поведения - агрессивной. Остановимся теперь на некоторых других формах поведения. Начнем с сексуального.

В ходе одного из экспериментов взрослым мужчинам была продемонстрирована серия слайдов, изображающих обнаженных женщин в откровенных позах. При этом каждому испытуемому разъяснили, что скользящее по изображениям на слайдах световое пятно фиксирует те места, на которых останавливался взгляд одного из предыдущих участников эксперимента. Для одной группы световое пятно задерживали на обнаженном теле, включая прежде всего эрогенные зоны. Другая, контрольная группа, следила за световым пятном, которое скользило лишь по фону демонстрируемых слайдов. Во время показа была сделана запись движения глаз всех участников эксперимента. В результате оказалось, что испытуемые, получившие возможность «раскованного» просмотра, вглядывались в обнаженное тело дольше, чем зрители из контрольной группы. Таким образом, не только непосредственно наблюдаемое действие, но даже простая информация о нем может послужить весьма важным детерминантом поведения.

Эксперименты, связанные с агрессивностью и сексуальностью, а также с нарушением различных нормативных установок, обладают качеством «запретного плода». Возникает вопрос, является ли моделирование поведения с помощью примеров одинаково эффективным и в других случаях? В частности, ученых заинтересовало, когда моделирование стимулирует самоконтроль или поддержание определенных норм, а когда, напротив, высвобождение подавляемых желаний.

Исследования показывают, что действенность примеров не ограничивается лишь «высвобождающими реакциями». Начнем с того, что в ряде экспериментов по выявлению агрессивности участвовала группа детей, перед которыми взрослый человек разыгрывал «сдержанное и миролюбивое поведение». Эти дети демонстрировали меньше агрессивных реакций, но в то же время больше действий, характерных для «миролюбивой» модели по сравнению с контрольной группой, которой определенный тип поведения вообще не демонстрировался. Другие исследования показывают, что непосредственное наблюдение за тем, как наказывают модель, вызывает эффект подавления «наказуемого» типа поведения и его сдерживания даже тогда, когда наказанию предшествует поощрение. В одном из экспериментов, где в качестве испытуемых фигурировали мальчики от двенадцати до четырнадцати лет, было продемонстрировано, что их сверстники более эффективно препятствовали продолжению интересной игры, чем строгие взрослые наставники. Этот эксперимент является одной из немногих попыток определить сравнительную силу влияния сверстников и взрослых, хотя доказательность его результатов несколько ослабляется из-за того, что взрослые выступали не в качестве моделей, а просто запрещали игру. Наконец, ученые показали, что наблюдение за моделью, которая не возражает против отсрочки немедленного поощрения за правильное поведение, стимулирует и у испытуемого аналогичную реакцию. Последний вывод имеет особое значение при работе с не развитыми в культурном отношении людьми, поскольку неспособность отказаться от немедленного поощрения считается для этой группы характерной чертой, служащей препятствием как в учебе, так и при получении и сохранении работы.

Хотя все приведенные выше примеры показывают, что моделирование поведения может быть использовано для стимулирования сдерживающих реакций и самоконтроля, к полученным результатам следует подходить с известной долей осторожности. Оказывается, что одного лишь наблюдения за поведением моделей не всегда достаточно для подавления или даже ослабления реакции испытуемого, особенно в условиях, явно провоцирующих подобную реакцию. Иными словами, представляется сомнительным, что наблюдение за моделью, демонстрирующей разумное поведение или наказываемой за дурное поведение, может послужить достаточно действенным фактором, чтобы удержать ребенка от соблазна бить стекла или пропускать занятия в школе, особенно если его друзья настойчиво призывают присоединиться к ним с этой целью. Короче говоря, в условиях жесткой альтернативы «греховное» действие выглядит, пожалуй, более соблазнительно, чем социально обусловленный самоконтроль.

Однако высвобождение эгоистических или подавляемых желаний так же, как самоконтроль, не исчерпывают репертуара человеческого поведения. К сожалению, исследования, анализирующие воздействие примеров на человеческое поведение, до сих пор ограничивались лишь этими двумя сферами при сравнительном невнимании к другим. Между тем представляется целесообразным изучить возможности стимулирования реакций конструктивного типа, таких, как усвоение сложных умений, привлечение к творческим занятиям или помощь другим людям. Было проведено несколько исследований такого рода, которые дали впечатляющие результаты. В большинстве этих исследований в качестве испытуемых фигурировали взрослые. Так, например, в одном из экспериментов под названием «Девушка в беде» была создана такая ситуация. Скромная девушка одиноко стоит у обочины шоссе возле автомобиля со спущенным колесом, причем исправное запасное колесо прямо-таки бросается в глаза. В соответствии с тем, как был задуман эксперимент, на расстоянии примерно в четверть мили от первого автомобиля был расположен второй автомобиль в таком же точно состоянии, но только «попавшая в беду» девушка наблюдала за действиями мужчины, меняющего колесо. На протяжении двух с половиной часов при одинаковой интенсивности движения автомобилей по шоссе поступило 35 предложений прийти на помощь в первом случае и 58 предложений - во втором, т.е. под влиянием модели.

Подобный «эффект содействия» в результате влияния примера был получен и в ходе других экспериментов: модель опускает монеты в кружку для сбора пожертвований в пользу «Армии спасения» или оказывает помощь ученику при решении арифметических задач. Среди множества «взрослых» экспериментов мы обнаружили, наконец, и такой, где в качестве испытуемых фигурировали дети. Этот эксперимент также подтверждает действенность альтруистических моделей: ученики начальной школы проявляли большую готовность перечислить крупную сумму на подарки для обитателей некоего сиротского дома, когда видели такой пример со стороны взрослого человека.

Хотя решающий сравнительный эксперимент еще ждет своего осуществления, нам кажется, что альтруистический тип поведения может быть продемонстрирован столь же наглядно и привлекательно, как и агрессивный или «потворствующий своим желаниям». Советские педагоги умело прибегают к яркому примеру старшеклассников в работе с детьми младшего школьного возраста и добиваются желаемых результатов.

Во всех предыдущих примерах влияние на поведение с помощью моделей мы понимали как совершение испытуемым того или иного конкретного или символического действия, аналогичного ранее продемонстрированному моделью. Важно при этом учитывать, что желаемый конечный результат может быть достигнут при. осуществлении процесса, имеющего две фазы: усвоение и воспроизведение. Ребенок может усвоить определенный тип поведения или реакции (т. е. сохранить его в памяти), но не иметь случая, способностей или желания самому воспроизвести то, что он наблюдал. Например, ребенок может усвоить с помощью телеэкрана, как стреляют из пистолета, однако он не сможет из него выстрелить, пока тот не окажется у него под рукой и пока он сам не нажмет на спусковой крючок, обнаружив, что ему это под силу. Таким образом, условия усвоения реакции могут оказаться недостаточными для ее воспроизведения.

Понимание того, что процесс моделирования состоит из двух фаз, дает возможность увидеть источник распространенной ошибки при анализе поведения как детей, так и взрослых. Слишком часто неспособность человека воспроизвести то или иное действие расценивается как свидетельство его недостаточной учебной подготовки. При традиционном подходе ставится одна задача - «научить» несведущего, как нужно правильно действовать, то есть обучение часто принимает форму повторного воспроизведения учеником соответствующего типа поведения. Если же исходить из разграничения фаз усвоения и воспроизведения, то можно получить более ясную картину, подсказывающую меры совершенно иного характера. Так, например, мы знаем, что ребенок имел достаточную возможность для наблюдения и усвоения определенной последовательности поведения. Допустим, мы знаем также, что он физически способен к его воспроизведению, но тем не менее этого не делает. Следовательно, есть основания полагать, что в данном случае у него отсутствует необходимая мотивация. Надлежащей контрмерой при этом будет не излишний и ставший уже бессмысленным повторный показ, а придание желательным для воспитания действиям той привлекательности, с помощью которой можно преодолеть неподатливость ребенка.

Существует несколько подходов к изучению свойств интересующих систем. Известны такие подходы:

  • 1) ситуационный подход, когда решение проблемы принимается исходя из особенностей ситуации;
  • 2) системный подход, когда система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов;
  • 3) процессный подход, когда система - это последовательность определенных видов деятельности;
  • 4) моделирование - исследование системы путем построения и изучения ее модели.

Словарь Уэбстера определяет модель как "упрощенное описание сложного явления или процесса"; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает "образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль". Если быть более точным, то слово "модель" происходит от латинского modulus, означающего "уменьшенный" вариант изначального способа. Так, "модель" объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей".

Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они служат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения, основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.

Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Моделирование поведения - обучение при помощи ролевой модели поведения путем рассмотрения, обследования или представления опыта другого человека. Ролевые модели будут рассмотрены ниже.

В рамках организационного поведения моделирование представляется как наиболее удобный и эффективный подход к изучению поведения работников. Модель представляет собой любое изображение процесса или любого объекта в виде графика, чертежа, диаграммы и других форм отображения данных с целью упрощения изучения свойств этого объекта или системы. Любой модели предписываются свойства изучаемого объекта. В рамках организационного поведения используют различные типы моделей и различные принципы моделирования. Существуют, например, модели трудового поведения, модели ролевого поведения в организации, модели мотивации сотрудников и т. д. Модели используют также для обобщения конкретных данных, для облегчения восприятия этих данных.

Часто при осуществлении процесса управления менеджеры могут формировать определенные модели сотрудников:

  • 1) психологические модели, составленные на основе психологических особенностей работника. Здесь могут быть учтены темперамент работника, его эмоциональная устойчивость;
  • 2) экономические модели. На основе занимаемой работником должности, принадлежности его к социальному классу;
  • 3) различные другие модели.

Моделей поведения человека в организации множество, и автор каждой из моделей представляет именно свою модель как самую эффективную и удобную в использовании. Иногда модели соединяются в единую комплексную модель. Чем больше факторов учтено в модели, тем сложнее получается процесс моделирования, однако такие модели, как правило, более точные и приближены к реальности.

Каждый человек в процессе взаимодействия с внешней средой формирует различные модели. Это могут быть моделирование групп, в которых он действует, либо моделирование людей, с которыми осуществляет взаимодействие, и даже моделирование своего собственного поведения и реагирования на изменения внешнего окружения. Однако стоит понимать, что если человек сформировал определенную модель, которой пользуется в определенный момент жизни, то маловероятно, что эта модель останется неизменной в течение последующего времени. Моделирование может усложняться или, наоборот, упрощаться в зависимости от возраста, взглядов, окружения моделирующего человека.

Понятие моделирования

Существует несколько подходов к изучению свойств интересующих систем. Известны такие подходы:

1) ситуационный подход, когда решение проблемы принимается исходя из особенностей ситуации;

2) системный подход, когда система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов;

3) процессный подход, когда система – это последовательность определенных видов деятельности;

4) моделирование - исследование системы путем построения и изучения ее модели.

Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей".

Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Моделирование поведения - обучение при помощи ролевой модели поведения путем рассмотрения, обследования или представления опыта другого человека. Ролевые модели будут рассмотрены ниже.

В рамках организационного поведения моделирование представляется как наиболее удобный и эффективный подход к изучению поведения работников. Модель представляет собой любое изображение процесса или любого объекта в виде графика, чертежа, диаграммы и других форм отображения данных с целью упрощения изучения свойств этого объекта или системы. Любой модели предписываются свойства изучаемого объекта. В рамках организационного поведения используют различные типы моделей и различные принципы моделирования. Существуют, например, модели трудового поведения, модели ролевого поведения в организации, модели мотивации сотрудников и т. д. Модели используют также для обобщения конкретных данных, для облегчения восприятия этих данных.

Каждый человек в процессе взаимодействия с внешней средой формирует различные модели. Это могут быть моделирование групп, в которых он действует, либо моделирование людей, с которыми осуществляет взаимодействие, и даже моделирование своего собственного поведения и реагирования на изменения внешнего окружения. Однако стоит понимать, что если человек сформировал определенную модель, которой пользуется в определенный момент жизни, то маловероятно, что эта модель останется неизменной в течение последующего времени. Моделирование может усложняться или, наоборот, упрощаться в зависимости от возраста, взглядов, окружения моделирующего человека.

Модели ролевого поведения человека

Человек в процессе общения, исполнения трудовых и бытовых обязанностей склонен принимать на себя и исполнять определенные социальные роли. Приходя в новую организацию, работник изначально присматривается к членам группы, а группа в это время присматривается к человеку. Определение роли может быть как добровольное, когда человек самостоятельно выбирает для себя определенную стратегию поведения, которая отвечает его принципам, взглядам, либо его роль в группе устанавливается самим коллективом. В зависимости от целей разделения на роли они могут быть определены по нескольким принципам. Например, по исполняемой в организации функции, виду работ. С этой точки зрения работнику может быть предписана одна из следующих ролей:

а) консультирование по организационным вопросам. Может быть представитель отдела маркетинга, например, который на основе анализа спроса рекомендует производственному отделу производить какой-либо новый продукт или услугу;

б) поиск, переработка и представление информации. Как правило, те же маркетологи и работники службы конкурентной разведки;

в) проектирование и разработка. Люди, занимающиеся моделированием процесса производства, разработкой новых продуктов, а также творческие работники, занимающиеся планированием нововведений в организации с целью повышения ее конкурентоспособности;

г) контроль и исправление. Технологи, менеджеры, осуществляющие контроль за внутриорганизационными процессами. 2) в зависимости от модели поведения, которую от работника ожидают в этой организации. Эти роли часто определяются межличностными отношениями внутри коллектива. В соответствии с этим принципом в организации выделяются следующие роли:

а) поддержка. Члены коллектива, которые могут успокоить и поддержать коллег, к ним, как правило, обращаются больше за эмоциональной, нежели за профессиональной поддержкой;

б) подбадривание. Даже при кризисе в организации люди остаются позитивно настроенными и передают этот позитив коллегам. Они всегда приводят доводы в пользу того, что все складывается удачно. При отсутствии в коллективе человека с такой ролью работники могут быстро впадать в депрессию и снижать работоспособность;

в) критика. Склонность критиковать всех и вся, постоянное недовольство существующим положением дел. Как правило, такие люди не очень объективны, но все же иногда помогают чрезмерным оптимистам взглянуть правде в глаза;

г) лидерство. Такие люди могут необъективно требовать от коллег подчинения по причине самолюбия и эгоизма. Такой человек чувствует необходимым быть наделенным властью, по крайней мере, над одним человеком. В организациях существует также роль шута. Человек-шут всегда шутит, подбадривает, снимает напряжение в коллективе.


Похожая информация.


При создании программной системы недостаточно ответить на вопросы что делает система ? (глава 2) и из чего она состоит ? (глава 3) - требуется ответить на вопрос как работает система ?. Ответ на этот вопрос дает модель поведения . Поведение реальной программы целиком и полностью определяется ее кодом - как программа составлена, так она и выполняется (с точностью до сбоев) - "от себя" компьютер ничего не придумывает. Но программа - это просто запись алгоритма. Таким образом, мы приходим к следующему определению.

Модель поведения (behavior model) ‒ это описание алгоритма работы системы.

Существует множество способов описания алгоритмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и предназначен для применения в различных ситуациях. Например, при описании алгоритмов, которые предназначены для выполнения компьютером, используются языки программирования, но для описания алгоритмов, выполняемых человеком, языки программирования неудобны и применяются другие способы.

Средства моделирования поведения в UML, ввиду разнообразия областей применения языка, должны удовлетворять набору различных и частично противоречивых требований. Перечислим некоторые из них.

  • Модель должна быть достаточно детальной для того, чтобы послужить основой для составления компьютерной программы - компьютер не сможет самостоятельно "додумать" опущенные детали.
  • Модель должна быть компактной и обозримой, чтобы служить средством общения между людьми в процессе разработки системы и для обмена идеями.
  • Модель не должна зависеть от особенностей реализации конкретных компьютеров, средств программирования и технологий, чтобы не сужать область применения языка UML.
  • Средства моделирования поведения в UML должны быть знакомыми и привычными для большинства пользователей языка и не должны противоречить требованиям наиболее ходовых парадигм программирования.

Удовлетворить сразу всем требованиям в полной мере, видимо, практически невозможно - средства моделирования поведения UML являются результатом многочисленных компромиссов. Многие авторы критикуют UML за то, что он недостаточно хорош с точки зрения того или иного конкретного критерия . Но если принять во внимание сразу все противоречивые требования, то, по нашему мнению, следует признать, что на сегодняшний день UML является решением, очень близким к оптимальному. В будущем, по мере развития теории и практики программирования, будет эволюционировать и UML - для этого в языке предусмотрены все необходимые средства.

∇ Мы тоже по ходу дела стараемся отмечать слабые, по нашему мнению, конструкции UML.

Следует подчеркнуть, что средства моделирования поведения в UML не были изобретены вместе с UML - они появились намного раньше и были приспособлены для использования в UML, прежде всего за счет продуманности самого языка, в который изначально были введены средства для его расширения (см. параграф 1.8.4). Тем самым, эволюция средств описания поведения уже имеет место, и этот процесс, очевидно, будет продолжаться!

Описание средств моделирования поведения в UML мы начнем с небольшого отступления на тему одного из разделов дискретной математики - теории автоматов - который послужил теоретической основой средств моделирования поведения в UML.

4.1.1. Конечные автоматы

Конечным автоматом (Мили) называется совокупность пяти объектов:

  • конечного множества \(A=\{a_1,\cdots, a_n\}\), называемого входным алфавитом ; элементы множества \(A\) называются входными символами, сигналами, событиями, стимулами или воздействиями;
  • конечного множества \(Q=\{q_1,\cdots, q_m\}\), называемого алфавитом состояний ; элементы множества \(Q\) называются состояниями;
  • конечного множества \(B=\{b_1,\cdots, b_k\}\), называемого выходным алфавитом ; элементы множества \(B\) называются выходными символами, реакциями или воздействиями;
  • тотальной (всюду определенной) функции \(\delta: A \times Q \to Q\), называемой функцией переходов ;
  • тотальной функции \(\lambda: A \times Q \to B\), называемой функцией выходов .

Эта несложная конструкция оказывается применимой для адекватного описания очень многих ситуаций. Рассмотрим пару характерных примеров применения конечных автоматов .

∇ Мы надеемся, что конкретные примеры, приведенные в последующих параграфах этой главы, скрасят академический тон данного параграфа, может быть трудноватого для понимания при первом чтении.

Автоматное преобразование . Пусть задан автомат \(S\), некоторое состояние \(q\) из алфавита \(Q\) этого автомата и входное слово \(\alpha\) в алфавите \(A\). По этой информации однозначно определяется выходное слово \(\beta\) в алфавите \(B\). А именно, по состоянию \(q\) и первому символу слова \(\alpha\) с помощью функции выходов \(\lambda\) определяется первый символ слова \(\beta\) и с помощью функции переходов \(\delta\) определяется следующее состояние автомата. Затем по новому состоянию и второму символу входного слова \(\alpha\) определяется второй символ выходного слова \(\beta\) и следующее состояние. И так далее. Поскольку функции \(\lambda\) и \(\delta\) тотальны, автомат \(S\) и состояние \(q\) определяют некоторый алгоритм преобразования слов в алфавите \(A\) в слова в алфавите \(B\).

Преобразование слов в алфавите \(A\) в слова алфавите \(B\) с помощью автомата \(S\) называется автоматным преобразованием и обычно обозначается той же буквой \(S\), что и автомат.

Автоматные преобразования обладают рядом полезных свойств, в частности:

  • автоматное преобразование сохраняет длину , то есть результат преобразования состоит из такого же числа символов, что и аргумент, \(\mid\alpha\mid = \mid S(\alpha)\mid\);
  • автоматное преобразование обладает свойством префикса , \(S(\alpha + \beta) = S(\alpha) + S(\beta)\), где \(+\) - операция конкатенации (сцепления строк).

∇ Другими словами, автоматное преобразование является гомоморфизмом, "уважающим" конкатенацию.

Автоматные преобразования и родственные им конструкции используются очень часто при компьютерной обработке текстов, например, в регулярных выражениях.

Реактивные системы . Конечный автомат можно интерпретировать и другим образом, а именно, можно считать, что элементы множества \(A\) - это стимулы (события), а элементы множества \(B\) - это реакции (обработчики событий). В таком случае, если задан автомат \(S\) и некоторое состояние \(q\) этого автомата, то описано автоматное поведение , то есть последовательность (возможно, бесконечная) пар "стимул - реакция".

Такого рода описание оказывается очень полезным на практике. Например, подавляющее большинство реальных устройств дискретного управления прекрасно описываются конечными автоматами. Другим примером может служить графический интерфейс пользователя в обычных приложениях. Такого рода программные системы часто называют реактивными (reactive).

Машина Тьюринга . Одна из самых популярных моделей вычислимости - машина Тьюринга - фактически является расширением модели конечного автомата, в которой допускается чтение и запись информации в потенциально бесконечную память.

В настоящее время общепринятым является тезис Чёрча–Тьюринга - фундаментальное утверждение, высказанное Алонзо Чёрчем и Аланом Тьюрингом в середине 1930-х годов. В самой общей форме оно гласит, что любая интуитивно вычислимая функция может быть вычислена некоторой машиной Тьюринга, и таким образом, понятие машины Тьюринга равнообъемно понятию алгоритма.

Таким образом, оказывается, что класс алгоритмов, которые можно описать автоматом, весьма широк, хотя и не всеобъемлющ .

∇ Подсказка для заинтригованного читателя: конечные автоматы не позволяют описать, например, такое поведение, которое может включать потенциально бесконечное число шагов, и при этом очередной шаг зависит от всех предшествующих шагов. Конечный автомат потому и называется конечным, что может "помнить" только конечное число шагов - не больше, чем число состояний в автомате. Машину Тьюринга "выручает" бесконечная лента - на ней можно запомнить все, что нужно.

Обычно при применении конечных автоматов используют некоторые дополнительные соглашения, которые не меняют сути дела и принимаются для удобства.

Во-первых , сразу выделяют одно состояние, которое считается начальным (обычно ему дают номер 0 или 1).

Автомат с выделенным начальным состоянием называется инициальным .

Инициальный автомат всегда начинает работу в одном и том же состоянии, поэтому специально это состояние указывать не нужно.

Во-вторых , можно рассмотреть случай, когда функция выходов \(\lambda\) имеет только один параметр - состояние - и выходной символ зависит только от состояния и не зависит от входного символа.

Автомат называется автоматом Мура , если функция выходов зависит только от состояния. В этом случае данная функция обычно обозначается \(\mu: Q \to B\) и называется функцией пометок .

Очевидно, что автомат Мура является частным случаем автомата Мили. Более того, нетрудно показать, что введением дополнительных состояний любой автомат Мили может быть преобразован в эквивалентный автомат Мура. Можно рассматривать и комбинированный вариант, когда определена как функция выходов, так и функция пометок, причем, может быть, частично.

В-третьих , иногда выделяют одно или несколько состояний, которые называются заключительными . Если автомат переходит в заключительное состояние, то работа автомата завершается - он больше не реагирует на события и не выдает выходных символов, хотя, быть может ещё остались необработанные входные символы. Заключительное состояние не является полноценным состоянием, поскольку для него не имеет смысла определять функции переходов и выходов, поэтому заключительное состояние считают псевдосостоянием .

Иногда используются еще два термина, связанные с состояниями. Состояние называется тупиковым , если автомат не может покинуть это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в другие состояния. Состояние называется недостижимым , если автомат не может попасть в это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в это состояние из других состояний.

Три перечисленных выше соглашения используются в UML. Однако этим не исчерпывается список возможных модификаций конечных автоматов. Мы перечислим некоторые, в том числе достаточно экстравагантные, хотя они и не применяются в UML.

Первая модификация является стандартным приемом в синтаксическом анализе. Автомату вообще не назначается функция выходов, только функция переходов. При этом среди состояний выделяется подмножество допускающих состояний (остальные состояния, соответственно, считаются недопускающими ). Если на вход такому автомату подать последовательность входных символов (анализируемое слово), то в конце работы автомат окажется в каком-то состоянии (допускающем или недопускающем). В первом случае говорят, что автомат допустил входное слово, а во втором - отверг. Такой автомат называется распознавателем , поскольку он распознает среди всех слов множество допустимых, т.е. распознает некоторый язык. Ответ на вопрос, каков класс языков, распознаваемых конечными автоматами, явился одним из первых фундаментальных результатов теории автоматов , и этот ответ довольно любопытен: автоматами можно распознать те и только те языки, которые описываются регулярными выражениями.

∇ Распространен предрассудок, что конечные автоматы применяются только для синтаксического анализа. Это не так. Действительно, первые результаты и первые применения теории автоматов были получены именно в синтаксическом анализе. Но потом появились другие результаты и другие области применения.

Вторая модификация состоит в том, чтобы рассматривать сети взаимодействующих конечных автоматов. Идея состоит в том, чтобы из элементарных автоматов строить более сложные конструкции. Элементарными можно считать автоматы, имеющие одно состояние.

Автомат, имеющий одно состояние, называется комбинационным .

Ясно, что в комбинационном автомате функция переходов тривиальна, и фактически комбинационный автомат$nbsp;- это просто функция, которая сопоставляет входному символу выходной.

При построении сетей рассматриваются следующие основные типы соединения автоматов: параллельное (автоматы имеют общий вход), последовательное (выход одного автомата является входом другого) и петля обратной связи (выход одного автомата является входом этого же автомата). Использование "мгновенной" обратной связи (когда выходной символ является одновременно и входным) может приводить к логическим парадоксам, поэтому в обратную связь включают "задержку": выходной символ является следующим входным символом. Довольно неожиданным может показаться следующий факт: любой конечный автомат можно представить сетью, состоящей только из комбинационных автоматов и задержек. Обоснование этого утверждения приведено на следующем рисунке, где фактически приведена сеть, которая является интерпретатором заданного конечного автомата \(S\). Здесь \(\lambda\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию выходов автомата \(S\), \(\delta\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию переходов автомата \(S\), а задержка на один такт обозначена буквой \(d\).

∇ Напомним, что исходя из определения, данного в начале этого параграфа, конечный автомат имеет конечное число состояний.

Впрочем, верно и обратное утверждение: для любой сети можно построить эквивалентный конечный автомат.

Можно пойти дальше за обозначенные и хорошо исследованные рамки и рассмотреть случай, когда состояния одного автомата являются входными символами других автоматов (эти другие автоматы "слушают", или "наблюдают", исходный автомат). Еще вариант - выходные символы одного автомата являются состояниями другого автомата. В последнем случае первый автомат "командует" вторым .

∇ Эти модификации относятся к классу экстравагантных и редко реализуются на практике, возможно, потому, что к ним еще не привыкли.

Третья модификация , которую мы хотим обозначить, состоит в том, чтобы рассматривать переходы (и иногда выходы) не как однозначные функции состояний и входов, а как многозначные отношения.

Если отношение перехода \(\delta\) является многозначным, \(\delta: A \times Q \to 2^Q\), то автомат называется недетерминированным .

На уровне метамодели UML у сущности класс (class) существует атрибут isActive , принимающий значения true или false . Если значение этого атрибута равно true , то класс называют активным (active class), и объект такого класса имеет собственный поток управления (см. параграф 4.5.6). По умолчанию значение данного свойства равно false и класс называют пассивным (passive class).

В следующих разделах рассматриваются все указанные средства более детально.

В нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения.

В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий: например, некоторые начинают утро с физической зарядки. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает "вклинивания" в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.

Модель (от франц. modèle) - это образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствие в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов его, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.

При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.

Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.

Великому Гете принадлежат слова о том, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.

В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.

Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.

Этикетные и стратегические модели поведения

На практике каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, по среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.

Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и к дипломату, различаются между собой. При основательном знании этических предписаний возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.

Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.

Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.

Рассмотрим один из важнейших моментов, лежащих в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек но жестам окружающих замечает, что их чувства нс соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы.

В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на чужих людей, рационализация собственных неразумных поступков.

Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е. Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.

  • 1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
  • 2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
  • 3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок.
  • 4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".
  • 5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
  • 6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
  • 7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
  • 8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
  • 9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим. Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
  • 10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим.

Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у пего и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.

Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.

Например, вот что писал в XVIII в. французский моралист Ларошфуко: "Красота, им, доблесть под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными".

Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.

Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), нравственная оценка, безусловно, будет негативной.

Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей". Большая часть его рекомендаций основывается па потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.

Вот некоторые из советов: "Будьте искренне заинтересованы в других людях"; "Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне"; "Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав"; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб""; "Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках"; "Давайте возможность человеку спасти свое лицо"; "Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.

Конечный результат, для которого Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов, автор называет следующие: с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.

Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном, все советы базируются на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров, делают книгу Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.

Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели, - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников общения должен "подать себя" в соответствии со своим замыслом1.

Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.

Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, подчеркнуто-элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.

Как уже было сказано выше, самопрезентация чрезвычайно важна в профессиональном общении.

Критерии отбора модели поведения

Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.

Каковы критерии выбора модели поведения?

  • 1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективной трактовке морали, в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий как честность, справедливость и совесть.
  • 2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку. Один из постулатов древнеримского права гласил: "Человек - вещь священная". Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
  • 3. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.
  • 4. Цель, которую ставит перед собой личность.
  • 5. Критичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

Любое копирование чужого стиля очень опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям, знаменитым людям - это будет выглядеть неестественно и нелепо.

6. Половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь, и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужскую силу и обаяние.

Женщины и мужчины имеют широкие возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.

В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным данным. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки. По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Его испытывают и другие страны.

Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.

ВАЗ-2105